Lifestyle, новости культуры

Невиданное доселе племя видят зрители на полотнах Олега Целкова

23:01:10, 29 сентября 2004
Невиданное доселе племя видят зрители на полотнах Олега Целкова
Часто говорят, что картина — зеркало, в котором мы видим себя, правда, в улучшенном варианте. Этот тезис к произведениям русского художника Олега Целкова, живущего во Франции, не применим. Если кто-то и рискнет провести знак равенства между персонажами его картин и собой, то вряд ли обрадуется. И вообще, идя на выставку Олега Целкова, развернутую в Мраморном дворце Русского музея, стоит забыть на какое-то время афоризм о красоте, которая спасет мир. Лучше думать о Гойе и о сне разума, который рождает сами знаете кого...

Людей с нормальными умными лицами и с тренированными мускулистыми телами мы не увидим на холстах Олега Целкова. Их там просто нет. С 1960 года Олег Николаевич рисует исключительно тех, у кого вместо лица — уродливая физиономия, а вместо тела — бочка жира. Короче говоря, персонажи картин Олега Целкова — это какие-то поросята-кабанчики, которые по иронии судьбы оказались заброшенными в человеческое общество. Можно сказать чуть мягче: они похожи на надувных манекенов, на людей-пузырей, на артистов из какого-то странного, даже абсурдного, театра.

Сам художник, осмысливая героев и антигероев своих картин, с гордостью говорит о том, что ему удалось открыть «невиданное доселе племя». Конечно, в советское время путь к зрителю для Олега Целкова был закрыт. Функционеры от живописи и официальные искусствоведы высматривали в картинах художника прежде всего критику существующего режима и сатиру на власти предержащих. Между тем Олег Целков никогда открыто не призывал к переменам, но по сути своей он был возмутителем спокойствия и бунтарем. В 1977 году художнику было предложено покинуть родину. После мучительных размышлений 43-летний Олег Целков принимает решение начать жизнь с новой страницы.

Будучи человеком талантливым, он не затерялся во Франции. Ему не пришлось менять профессию, становиться, например, водителем такси или уборщиком мусора. Он остался художником, активно работающим и активно выставляющимся как в Европе, так и в Америке.

Интересно, что на Западе Олег Целков оказался включенным в иной, уже не советский контекст. Искусствоведы, пишущие о нем и его творчестве, находят совершенно другие параллели, они сравнивают картины Олега Целкова с произведениями Фернана Леже, Френсиса Бэкона, Фернандо Ботеро, а иногда и с работами позднего Казимира Малевича. Что же касается человекоподобных поросят и кабанчиков, то и они тоже получают иное осмысление. Теперь это уже не «чудовища и не монстры», а вполне симпатичные раблезианские герои, потомки легендарных Гаргантюа и Пантагрюэля.

Любопытную характеристику дал Олегу Целкову другой рус- ский художник, живущий на Западе. По мнению Михаила Шемякина, «Олег Целков — создатель удивительного коктейля ХХI века. Это гремучая смесь из светотени Рембрандта, пышной плоти Рубенса, помноженных на рус- ское безумие и мощь варварского духа». Цвет у Олега Целкова тоже особый: мистический, страшный, обжигающий. И при этом стопроцентно спектральный, как будто бы «пролившийся» на его картины из знаменитой скороговорки «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Олег Целков, будучи ловцом мощного, беспримесного цвета, точно знает, где сидят зеленые, синие, фиолетовые птицы и звери, в том числе бабочки и стрекозы. И вообще в цвет его картин зрители погружаются, как в особую воздушную стихию, ставшую живописной плотью.

Из 22 работ Олега Целкова, выставленных в Мраморном дворце, шесть будут подарены автором четырем музеям. По две картины — Русскому музею и Третьяковской галерее, по одной — Эрмитажу и ГМИИ им. Пушкина. В собрании Русского музея останутся «Двое с лопатами» и «Трапеза» — полотна, которые наверняка войдут в постоянную экспозицию произведений ХХ века.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100