Lifestyle, новости культуры

Союз слова и железа

23:01:15, 29 сентября 2004
За последние несколько лет в России издано немало книг о Владимире Набокове. Можно даже сказать, что он сейчас является самым изучаемым русским писателем XX века. Однако недавно вышедшая книга Юрия Левинга резко выделяется из современной «набоковианы» своим оригинальным подходом. Ее автор исследует прежде всего урбанистические мотивы в творчестве Набокова, понимая под урбанизмом «взаимодействие технологических новшеств и «вещного мира» с культурой и последующую проекцию этого процесса на художественный текст».

Однако содержание книги гораздо шире заявленной темы. Юрия Левинга интересуют урбанистические мотивы не только у Набокова, но и во всей рус- ской литературе второй половины XIX — первой половины ХХ веков. По сути, книга представляет собой уникальный путеводитель по литературе этого периода. Пласт использованных в ней источников неимоверно широк: от анонимных газетных заметок и скетчей третьестепенных литераторов до шедевров лирики и прозы.

Но над всем, разумеется, царствует Набоков. Исследователь реконструирует его отношение к технике, не только анализируя художественные произведения, но и привлекая к изучению и документальный материал: неопубликованные письма писателя и свидетельства современников. Юрий Левинг справедливо замечает, что «к 1910-м годам. мировая литература, не испытывая пока жесткой конкуренции со стороны кинематографа, окончательно превращается в мифотворческую лабораторию урбанизма, а читатель — в массового потребителя ее продукции». И Набоков в этом процессе играл не последнюю роль.

Рецензируемая книга состоит из трех глав («Поезд как мифогенная зона в литературе», «Автомобиль в набоковском тексте: семантика вождения и металитературный процесс» и «Символика аэроплана: прорыв в другое измерение»), каждая из которых делится на большое количество подглавок. Вообще структура книги чрезвычайно удачна, в ней легко ориентироваться, ее можно даже читать, не используя закладку. Отличает ее также интересная работа художника, предложившего элегантное неброское оформление и нестандартный макет. В книге большое количество иллюстраций (которые, скажем справедливости ради, могли бы быть воспроизведены и получше): фотографии старинной техники, рекламные плакаты того времени, карикатуры из журналов, портреты Набокова и его семьи — все это органично дополняет насыщенный текст.

Несомненное достоинство исследования Юрия Левинга — это то, что оно открывает нам как будто незаметную комнату в изысканном здании набоковского творчества. Но комнату, которая хранит какие-то очень важные вещи, позволяющие нам увидеть его глубже. По мнению ученого, «набоковский текст устроен как палимпсест, сквозь который постоянно просвечивают другие, предшествующие произведения как русской, так и мировой литературы, выбираемые писателем по сюжетному или мотивному предпочтению таким образом, чтобы выстроить перспективу взаимоотражаемых и проникающих друг в друга текстов». Юрию Левингу удалось показать это сложное устройство прозы Набокова, при этом не уничтожив ее обаяние, что нередко получается у иных его коллег.

Но не обошлось в книге и без ошибок. Укажем на одну: на стр. 93 помещена иллюстрация с подписью: «Здание Царскосельского (ныне Витебского) вокзала в Петербурге. Архитекторы С. А. Бржзовский , С. И. Минаш. 1904»; на фотографии же мы видим здание старого Царскосельского вокзала, построенное по проекту К. А. Тона (1850). Не совсем справедливым также кажется пассаж, что «формалисты в свое время отнюдь не праздным считали вопрос, курил ли Пушкин» (стр. 211). Но заметка «Курил ли Пушкин?» принадлежит перу совсем не формалиста Н. О. Лернера; наоборот, к подобным пушкиноведческим штудиям формалисты относились резко отрицательно, считая, что «чем более удаляется литературное изучение от литературы , тем оно менее ценно и может стать наконец прямо вредным, потому что затемнит и запрудит существо дела» (Ю. Н. Тынянов).

Впрочем, мелкие недочеты не способны приглушить удовольствие от знакомства с этой прекрасно изданной книгой. И даже если вы совсем, ну совсем не любите прозу Набокова и не интересуетесь малоизвестными фактами его биографии, то посмотрите хотя бы иллюстрации; я уверен, что старинные автомобили, локомотивы и аэропланы равнодушными вас не оставят.

Юрий Левинг. Вокзал — Гараж — Ангар: Владимир Набоков и поэтика русского урбанизма. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100