Lifestyle, новости культуры

Танец-победитель Европейская премьера балета Бориса Эйфмана «Мусагет» состоялась в нашем городе

13:01:08, 12 октября 2004
Танец-победитель






Европейская премьера балета Бориса Эйфмана «Мусагет» состоялась в нашем городе
Европейская премьера балета Бориса Эйфмана «Мусагет» состоялась в нашем городе

Первыми этот спектакль на музыку Баха и Чайковского увидели не в Европе, а в Америке. Премьера состоялась 18 июня в труппе «Нью-Йорк-сити-балет». Впервые американская труппа пригласила русского хореографа поставить балет, посвященный памяти Джорджа Баланчина, выдающегося мастера, создателя огромного репертуара, который исполняется сегодня на многих сценах мира. Для американцев Баланчин — символ их национальной хореографии, почти что покровитель муз Аполлон Мусагет.

Эйфман не пересказывает биографию Баланчина. Он создал обобщенный образ Балетмейстера, для которого жизнь — это работа в репетиционном зале. На сцене огромное зеркало, отражающее летучие тела танцовщиков, и палка-станок, этот «точильный камень», с помощью которого вырабатывается мастерство, а в итоге — высокое искусство танца.

Замечательно передан в спектакле образ и смысл балетного урока: темный занавес лишь ненамного поднимается над планшетом сцены, и зрителю видны только ноги танцовщиц, без устали повторяющих движения, азбуку хореографической классики.

В «Мусагете» нет бытописательства. Здесь — жесткий отбор средств и эмоций, строгая дисциплина чувств. Отлично выстроенный спектакль полон метафор, которые заставляют напряженно всматриваться в героев хореографического действия.

Три музы Аполлона — Терпсихора, Полигимния и Каллиопа — предстают в спектакле в образе трех танцовщиц, сыгравших большую роль в жизни и творчестве Баланчина. Кто они конкретно — зрителю не так уж важно знать. Важно иное: каждой из них Баланчин отдал частицу таланта и сердца, превратил их в звезд, сиявших на американской балетной сцене.

Впрочем, Эйфман не оставляет зрителей в полном неведении относительно прототипов муз Баланчина. Вера Зорина, женщина-кошечка, красивая и коварная, с изменчивым характером. Она покинула Баланчина, предпочтя ему богатого продюсера (эту партию замечательно исполняет Вера Арбузова). Нежная, пленительная Танакиль Леклерк, танцовщица с трагической судьбой, в расцвете сил заболевшая полиомиелитом (отличная работа Евгении Зодбаевой). И, наконец, Сьюзен Фаррелл, идеал танцовщицы Баланчина, обладающей безупречной техникой, «говорящим» телом и сильными стопами (в этой яркой партии — Мария Абашова).

Альберт Галичанин, ветеран труппы, создал запоминающийся образ Балетмейстера, человека, которому знакомы и отчаяние, и боль утрат, и счастье творческих побед, озаряющих путь художника.

Как всегда, музыкальный коллаж создан Борисом Эйфманом с большим мастерством. Он не забывает напомнить зрителю и о том, что Баланчин — грузин по национальности: в музыкальную ткань тактично вплетена мелодия народной песни «Оровела», которую в грустную минуту слушает Балетмейстер.

Победно и торжественно звучит финал спектакля на музыку 4-й симфонии Чайковского. Вспыхивают люстры, ярким светом заливая сцену. Танцовщики в белоснежных костюмах, подчиняясь ритму и строю музыки и словно состязаясь с ней, демонстрируют красоту и возможности танца.

Танец-победитель отдавал дань любви и уважения Джорджу Баланчину. Спектакль Бориса Эйфмана и его труппы — дань признания нашему соотечественнику — Георгию Мелитоновичу Баланчивадзе.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100