Lifestyle, новости культуры

Да здравствует фрак! Большой зал открывает сезон

23:01:10, 14 октября 2004
Большой зал открывает сезон

Сегодня вечером открывается сезон в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича. Он начинается в непростой ситуации: уходит со своего поста директор Юрий Шварцкопф, руководивший Филармонией четыре года, а кто придет ему на смену, неизвестно. Не закончен ремонт помещений, к счастью, зал успели привести в порядок. Не было традиционной предсезонной пресс-конференции. Более того — всех будоражат слухи о том, что в Филармонии вот-вот откроют ресторан, что, конечно, в духе времени, но все же... Тем не менее сезон начинается — музыку никто не отменял, потому что и в самое непростое время ее отменить никто не властен. О том, что ждет нас в этом сезоне, нашему корреспонденту Анне АЛЕКСАНДРОВОЙ рассказала заместитель художественного руководителя Филармонии Лариса ВОЛКОВА:

— По давней традиции, сезон начинается с концерта заслуженного коллектива республики Академического симфонического оркестра Филармонии под управлением его художественного руководителя и главного дирижера Юрия Темирканова. В первый вечер сезона прозвучит музыка Глинки, Шостаковича и Чайковского. Солировать в виолончельном концерте Шостаковича будет знаменитый Давид Герингас. А на следующий день концерт еще одного нашего коллектива — Академического симфонического оркестра, которым руководит Александр Дмитриев. Здесь будет звучать музыка Вебера, Шопена, Рахманинова.

Александру Дмитриеву в январе будущего года, то есть в этом сезоне, исполняется 70 лет, и этой дате мы посвятили четвертый абонемент, в котором выступят люди, чья творческая жизнь была тесно связана с маэстро, — и дирижеры, и солисты. Оркестру Юрия Темирканова в новом сезоне мы посвящаем два абонемента — первый и третий, где музыканты будут играть как под управлением своего художественного руководителя, так и с другими выдающимися дирижерами России и мира.

В новом сезоне мы возобновим и органные абонементы. В первой половине января в зале состоится презентация отреставрированного органа. Уникальный инструмент вернется к нам из Германии, где над ним трудились выдающиеся мастера одной из лучших органостроительных фирм мира — «КЛАЙС» из Бонна.

— Но ведь не только из абонементов формируется филармоническая афиша, есть же и открытые концерты?

— Безусловно. Они строятся на тех же принципах, что и абонементные. То есть мы в обоих случаях пытаемся максимально учитывать вкусы и потребности публики.

Порой нас упрекают в том, что мы мало экспериментируем, исполняем музыку, которая давно всем известна. Наверное, имеется в виду, что она всем наскучила и устарела. Но почему мы должны отказаться от высших завоеваний? Ведь никто не предлагает убрать из Эрмитажа Тициана и Рафаэля или заменить в Русском музее картины Шишкина и Левитана какими-нибудь современными. Тем более что и современную музыку мы постоянно включаем в свои программы.

К примеру, 30 октября в Большом зале состоится мировая премьера Реквиема нашего выдающегося современника Сергея Слонимского. И все же классика — наш приоритет. Высокой классике посвящен очередной фестиваль Юрия Темирканова «Площадь искусств» — главное событие сезона.

— Тем не менее разговоры о том, что так называемой фрачной культуре приходит неизбежный конец, в наши дни звучат гораздо громче чем, скажем, еще пять лет назад...

— Если фрачная культура — это в чистом виде классическая музыка, то здесь и говорить не о чем: она была, есть и будет. А если имеется в виду, что надо ее максимально приблизить к сегодняшнему дню... Каким образом? Переодеть оркестрантов в джинсы и потреблять музыку «под закуску»? Спорный вопрос.

Еще при жизни обожаемого нашими слушателями дирижера Эмила Чакырова мы решили провести эксперимент — предложили оркестрантам прийти на концерт в любой, самой обыкновенной, одежде. Сам Чакыров вышел на сцену в джинсах и кроссовках. Играли они замечательно, но того подъема, который всегда сопровождал концерты болгарского дирижера, не было и в помине. Почему? Да потому, что филармонический концерт — это не повседневность. Он поднимает человека над обыденностью, зовет ввысь. Мы не должны опускаться, а только звать слушателей приблизиться к высотам человеческого духа, который заключен в великой музыке. Не так много осталось у нас храмов искусства, чтобы уничтожать последние.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100