Lifestyle, новости культуры

Не стреляйте в «Пианистку»!

10:01:05, 21 октября 2004
Нет занятия более неблагодарного, чем гадать, почему Нобелевскую премию по литературе в этом году дали именно этому, а не другому автору. Вроде и другой автор достоин ее не меньше, а если вдуматься, то, может, даже и больше.

Согласимся, что немало именитых писателей Нобелевской премией обойдено. Но согласимся также, что и творчество таких писателей не стало от этого хуже. Разве Набоков и Борхес сегодня забыты? Может быть, для некоторых литераторов Нобелевская премия и является самоцелью, но для читателя тот факт, что его любимый автор является обладателем какой-нибудь премии, не столь уж важен. Томас Манн, например, велик вне зависимости от того, что когда-то и он получил заветную награду.

Последним по времени лауреатом Нобелевской премии по литературе оказалась австрийская писательница Эльфрида Елинек. Средства массовой информации не преминули отметить, что Елинек на сегодняшний день отвечает всем нормам политкорректности: женщина, радикалка, феминистка — поэтому-то, дескать, премию и дали. Думается, это не более чем фантазии любителей погадать на кофейной гуще.

Официально же было объявлено, что премия присуждается за музыкальный поток голосов в романах и пьесах писательницы, в которых она с выдающимся языковым мастерством разоблачает абсурдность социальных клише и их порабощающую власть.

Эльфрида Елинек родилась 20 октября 1946 года в провинциальном австрийском городке. Ее мать принадлежала к состоятельной венской семье, и именно в Вене Эльфрида начала свое образование. С ранних лет будущая писательница обучалась музыке. Окончив Венскую консерваторию, Елинек в 1971 году получила диплом по классу органа.

Однако до этого в возрасте двадцати лет она опубликовала свой первый сборник стихов. Признание пришло в 1975-м с выходом в свет романа «Любовницы». Мировую же известность Елинек получила в 2001-м, когда фильм Михаэля Ханеке «Пианистка», снятый по ее роману, был удостоен «Гран-при» Каннского кинофестиваля. Благодаря «Пианистке» писательница стала известна и в нашей стране.

Роман этот замечателен прежде всего своим языком. Его действительно можно назвать музыкальным (нельзя не отметить прекрасно выполненный перевод Александра Белобратова). Повествование ведется так, что читатель, будто бы погружаясь в нарастающий музыкальный поток, вначале плавно скользит внутри полутонов и недосказанностей, а потом внезапно трезвеет, пораженный кульминацией того или иного эпизода.

Из таких эпизодов и состоит весь роман. Внутри каждого из них — свой особый конфликт. Сплетаясь между собой, эти звенья образуют удивительное по тонкости произведение, как музыкальные фрагменты образуют симфонию.

Сюжет намеренно размыт и скрыт за хитросплетениями языка. Однако напряжение не оставляет читателя, и это следует отнести не на счет натуралистичных сцен, а на счет подтекста. В романе он, несомненно, присутствует, хотя герои на первый взгляд лишь покорно следуют воле автора.

Основных героев в романе три. Это учительница музыки Эрика Кохут, ее мать и ученик Эрики Вальтер Клеммер, студент технического вуза. Мать Эрики окружает свою дочь такой сильной заботой, которую принято сравнивать с тиранией. Она запрещает дочке встречаться с мужчинами, хотя Эрике уже за тридцать, запрещает ей носить модную одежду и требует, чтобы та всегда вовремя возвращалась домой.

Но Эрика вовсе не кажется затюканной женщиной. К концу романа мать и дочь меняются местами, а до этого внешне невинная Эрика совершает такие поступки, от которых неподготовленный читатель может упасть в обморок. Что касается Клеммера, то на протяжении всего романа он домогается любви своей учительницы музыки, чтобы потом стать невольным рабом ее тайных фантазий.

Тема самоистязания ключевая в романе «Пианистка». Одна из тайных страстей Эрики — это страсть уродовать свое тело с помощью бритвы. Интерпретировать подобные действия в романе можно по-разному. Может, за этой шокирующей метафорой стоит подсознательное желание героини коверкать свою судьбу. Она не становится большим музыкантом, да и музыку-то она скорее воспринимает как тяжелый крест, нежели как любимое занятие, которому можно посвятить всю жизнь. А может, стремление героини ранить себя, наоборот, обусловлено ее тягой к искусству (напомним, что еще в далекие шестидесятые скандально известные венские акционисты, рассматривая свои тела как произведения искусства, на перфомансах делали то же самое).

Несомненно, однако, то, что над Эрикой довлеет ее плотское начало. Но удовлетворяет она его не совсем традиционными способами: подглядывание для нее интереснее, чем секс, страсть к мужчине неожиданно сменяется вожделением к собственной матери — одна из самых шокирующих сцен романа... Думается, что за этим скрывается не извращенность и не больная психика героини. Просто свой внутренний мир Эрика старается приблизить к миру реальному, пытаясь вовлечь в него окружающих ее людей. Этим она похожа на любого из нас, кто хочет, чтобы его понимали. Быть понятой другими — вот о чем роман «Пианистка». Увы, Эрике с ее страстями это так и не удается.

Считается, что «Пианистка» — произведение автобиографическое. Удивляться тут нечему, любое крупное произведение искусства должно быть выстрадано автором. Именно поэтому не хочется даже и обсуждать, почему Нобелевскую премию в этом году присудили именно Эльфриде Елинек. Разве может даже самая престижная премия успокоить страждущую и страдающую душу?

Эльфрида Елинек. Пианистка: Роман / Перевод с немецкого А. Белобратова. СПб: Симпозиум, 2004. 446 с. 5000 экз.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100