Lifestyle, новости культуры

«Да» и «нет» театральной паутины

10:01:08, 29 октября 2004
В Москве закончил работу первый фестиваль, организованный институтом «Интерстудио», Центром информационных технологий, Интернет-проектом Theatre.ru, Студией Артемия Лебедева и Союзом театральных деятелей при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии. Он-лайн — то есть в режиме прямой трансляции — во Всемирную сеть за неделю вышли семь спектаклей. Событие это уникальное. Для тех, кто понимает. А непосвященные наивно спрашивают: «И кто же там у вас победил?» Впрочем, на этот вопрос есть сразу несколько обнадеживающих ответов. В выигрыше практически все — и Интернет, и театр как вид искусства, и пользователи, увидевшие спектакли, попасть на которые они бы никогда не смогли.

Устроители фестиваля «Театральная паутина» тоже среди победителей: во-первых, вошли в историю как пионеры Интернет-театральной дружбы, во-вторых, оказались в центре внимания сразу нескольких заинтересованных сторон. Например, дирекция «Золотой маски» предложила спланировать компьютерный показ спектаклей — лауреатов высшей театральной премии России. На финальной пресс-конференции ректор «Интерстудио» Елена Левшина объявила о том, что фестиваль становится постоянно действующим. В перспективе театрам не придется приезжать в Москву на фестиваль. Каждый сможет транслировать свои работы с собственной сцены.

Триумфу, разумеется, предшествовала колоссальная работа (техническая, организационная, творческая). Трансляция — дело трудоемкое и дорогостоящее. Фестиваль был устроен в Москве, потому что там и спутниковая, и наземная связь гораздо мощнее, чем в любом другом городе страны. К затее подключились самые авторитетные специалисты. Некоторые организации даже просили их не называть (видно, «наша служба и опасна и трудна»).

Но техническая сторона дела мало волновала тех, кто в первый день фестиваля собрался в фойе театрального центра «На Страстном», чтобы самолично присутствовать на первом сеансе связи. Все хотели чуда вроде показа братьями Люмьер фильма «Прибытие поезда». Тем более что буквально накануне фестиваля Билл Гейтс заявил, что дни эфирного телевидения сочтены и будущее за Интернетом.

Чуда не произошло: на экране с трудом можно было разглядеть Полину Кутепову и ее товарищей по спектаклю «Семейное счастие» в постановке Мастерской Петра Фоменко. Изображение расслаивалось, превращалось в мозаику и осыпалось, словно плохо закрепленный кафель со стены... Стресс испытали не только зрители, но и организаторы фестиваля. На пробных показах качество было идеальным, а тут...

Самый ласковый отзыв звучал остроумно: «Первый блин.com» — так озаглавил рецензию критик Соколянский. Никто на него не обиделся. Тем более что в причинах провала специалисты довольно быстро разобрались. Дело в том, что к началу трансляции на сайт фестиваля зашли в десятки раз больше пользователей, чем можно было предположить. Сервер не выдержал наплыва посетителей и рухнул. Хорошо было видно лишь тем, кто подключился заблаговременно. Центр «На Страстном» не занял место заранее и оказался в роли зрителя, опоздавшего и вынужденного смотреть спектакль с последнего яруса, причем из-за колонны.

Ко второй трансляции техники подготовились основательней, повысили мощности каналов связи. И даже регистрацию на сайте отменили, поскольку были уверены как в силе сигнала, так и в возможностях принимающих каналов. Сеанс прошел нормально. Однако аншлага в просмотровой студии уже не наблюдалось. Критики, воспитанные на премьерах, к новшеству охладели, решив, что «паутина» с театром не совладала.

Между тем, как известно, блин получается комом в наиболее ответственные моменты. «Визит-эффект», как говорится. Стоило публике схлынуть, и все наладилось. А для тех, кого заботит перспектива взаимоотношений театра и Интернета, началось самое интересное.

Я как зритель с большим стажем давно тосковала по шансу «сменить оптику». Кресло в партере делает тебя невольным узником театра, хочется и на балконе посидеть, и за кулисы заскочить, взглянуть на сцену с разных точек. На фестивале же возникла возможность сопоставлять изображения — реальное и виртуальное. Сценическое искусство, давно обвиняемое в старомодности, и новейшие информационные технологии на наших глазах пробивали дорогу друг к другу. Затянутый паутиной времени театр угодил в новенькие сети от хай-тека.

Мы смотрели и три картинки (с трех камер) одновременно, и, укрупняя изображение, выбирали какой-то один из ракурсов. Коренное отличие Интернет-показа от телевизионного заключается в интерактивности: режиссером становишься ты сам, находя то изображение, которое тебе нужно.

На фестивале «мышкой» заведовал директор Центра информационных технологий Сергей Штернин, чья квалификация не позволяла запутаться в Сети. Поневоле выстраивался рейтинг — к вопросу: «Кто победил». Выяснилось, что ближе к оригиналу воспроизводятся камерные жанры. Балет Евгения Панфилова и музыкальный спектакль «P. S. Грезы» в трансляции сохранили и атмосферу, и оригинальность. Кукольный театр «Тень», зал которого вмещает от пяти до двадцати зрителей, в день показа спектаклей «Мизантроп» и «Дождь после потопа» вообще не смог принять никого, кроме операторов. Зато его аудитория благодаря Интернету расширилась, по самым скромным расчетам, в тысячу раз. Действие было дополнено комментариями режиссера Майи Краснопольской, что помогло непосвященным разобраться в специфике происходящего.

С точки зрения качества трансляции, самым трудным объектом стала опера. «Лулу» в постановке «Геликон-оперы» оказалась крепким орешком. Добиться синхронизации звука и изображения до конца так и не удалось. Поэтому при просмотре трех картинок и без того не простая музыка Альбана Берга обрастала толстым слоем реверберации. Приходилось выбирать одно из трех изображений — в ущерб эстетике.

Оператор (за центральной камерой стоял один из самых передовых театральных интернетчиков Игорь Овчинников) пытался дать и общий план (перенасыщенный сценографией), и портрет главной героини. Последнее ему явно удалось: прекрасная певица и артистка Татьяна Куинджи в роли Лулу стала открытием фестиваля. Ей рукоплескала публика, можно сказать, всего мира: на форуме сразу появились восторженные отзывы зрителей из самых разных концов света.

Форум — это еще одно преимущество Интернета перед телевидением. Зритель, где бы он ни находился, может сразу же поделиться впечатлениями, получить ответ, вступить в дискуссию. Конечно, форум раскалялся от сообщений, если что-то было не ладно со звуком или изображением, но приходили и пространные «рецензии» на трансляцию, пожелания, отзывы о спектаклях. Так, скажем, о балете Панфилова: «Никогда не думал, что русские песни так классно смотрятся! Это вам не «Березка»! Спасибо!»

В конце фестиваля Интернет выдал и статистику. Выяснилось, что в первый день зайти на трансляцию пытались около трех с половиной тысяч человек. В другие дни количество посещений в среднем равнялось двум тысячам. Самым активным из регионов страны стал Нижневартовск. Вот где, оказывается, живут главные театралы страны! Письма приходили из США, Израиля, Великобритании, Германии. Постоянно смотрели спектакли «Театральной паутины» в Эстонии. По одному «юзеру» зарегистрировалось из Эквадора, Греции, Ирана. При этом профессионалов в числе зрителей оказалось немного, большая часть — любители театра.

Наряду со специалистами из Москвы, Петербурга и нью-йоркского театра Гертруды Стайн они включились и в «круглые столы», которые шли также он-лайн. Проблемы обсуждались самые разные. Не только качество трансляции и художественные достоинства спектаклей, но и перспективы развития отношений информационных технологий и театра. В частности, кого-то из пользователей заинтересовал вопрос, планируется ли коммерческий показ спектаклей. И Елена Левшина, и Игорь Овчинников ответили категорическим «нет». По их мнению, Интернет справедливо упрекают в том, что он превращается во всемирную помойку, что его фаны ограничивают свой кругозор общением с компьютером. Театр призван насыщать пространство «паутины» высокой культурой.

Фестиваль дал надежду, что кто-то, никогда в театр не ходивший, в один прекрасный момент заинтересуется живым искусством. Как, впрочем, и происходило на «Театральной паутине». В последний день, когда на сцене блистал петербургский театр «Комик-трест», аншлаг был и в зале, и в Сети.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100