Lifestyle, новости культуры

Выставка Анатолия Белкина

22:16:15, 29 октября 2004
Выставка Анатолия Белкина
Современное искусство как будто специально создано для того, чтобы дурить и водить за нос зрителя. Ну что за ерундой они заняты, эти художники? ! Один заляпывает холсты цветными кляксами и продает их за миллион долларов, другой покрывает черной краской квадратные километры бесполезной поверхности, третий снимает на видео римейки знаменитых классических картин, четвертый сажает в шкаф воспоминания юности… Анатолий Павлович Белкин – человек серьезный. Два с половиной года в полном секрете (замаскировавшись под главного редактора "Собаки. ru") он готовил сенсационное открытие – выставку, которая должна изменить наши представления о мире.

В залах Главного штаба, отведенных Эрмитажем под новейшее искусство, развернулась тотальная инсталляция – неизвестная до сих пор жизнь болотных карлов. Результат археологических трудов называется "Золото болот. Собственный взгляд" (не упустите из внимания вторую половину). Минимум комментариев, экспонаты – так называемые предметы материальной культуры – должны говорить сами за себя.

Много-много золота из древних захоронений, мумифицированные трупы и реконструкции живых-здоровых карликов, утварь, украшения, ритуальные предметы для определения "центра дня", схема устройства "легендарных болотных плоскодонок", а также чудом сохранившиеся экземпляры судов, золотые самородки из болот Сибири и Центральной Африки… Есть вещи, назначение которых без пояснений определить трудно, например, полые шары с дырками, обладающие "нулевой плавучестью" – из них делали что-то вроде гати. На стенах – многочисленные гербарии, в том числе засушенные листья растений, которые "могут делать человека почти прозрачным, но очень чувствительным", карты, украшенные рисунками дневники исследователя:

"Сегодня опять с утра начали рыть траншею. Ту, что вырыли накануне, затопила вонючая жижа с гигантскими слизняками. Но настроение, на удивление, хорошее. Многие смотрят из-за этого на меня косо. Но как ученый я просто счастлив. Вчера поймал и замерил чудесный экземпляр сумчатого птицеяда (не путать с пауком), а два дня назад сумел добыть сперму перламутрового питона. Она висела капельками на лиане и светилась в лучах утреннего солнца. Редкое зрелище! Шестипалый пятихуй – это выдумка! Я уверен, что его или полностью истребили, или он нашел пр…[рукопись повреждена] высоко в горах, мы же разбили лагерь в само… трясине, внизу".

Анатолий Павлович ответил на вопросы Дарьи Агаповой.

– Я правильно понимаю, что это такая Швамбрания затонувшая?

– Ну, в общем, долгое время затонувшая. А теперь поднятая и высушенная.

– Что такое эти болота?

– Гигантские болота с карликами. Цивилизация, материалы о которой мне попали в руки. И не только мне. Оказалось, что достаточно много научных учреждений во всем мире имеют об этом материалы. Но без Эрмитажа мне было не обойтись, потому что это не только музей, но и гигантский научный институт.

– А как насчет всяких мистических материй?

– Мистических нет. Все карлики восстановлены по методу академика Герасимова, по косточкам, по найденным останкам.

– На карте вы где их помещаете?

– Я не помещаю! Я вам только скажу, что география находок – от Конго, от Центральной и Восточной Африки до Свазиленда – почти юг Африки, это Амазонская низменность, это Патагония, Колумбия, Восточная Сибирь, Манчжурия, Центральная Сибирь и Синявинские болота. Одна из самых сенсационных находок была сделана буквально в пятидесяти километрах от Петербурга. На выставке будет представлено целое захоронение, как оно выглядело. Было несколько конференций по этому поводу. В общем, с реконструкцией все согласились.

– Какой у них был язык? Это известно?

– Нет, об этом мало что известно. Мы только описываем то, что было найдено, – предметы материальной культуры и золото.

– Матриархат или патриархат?

– Сложно сказать. У них такая система: они каждый день определяли центр дня – в этом смысле они центристы; иногда в центре оказывалась женщина, иногда мужчина, иногда ребенок. Бывали редкие случаи, когда в центре оказывалась обезьянка или другое животное. На этот день оно становилось центральным.

– В качестве тотема?

– В качестве руководителя.

– Удалось установить, что они ели и пили?

– Это не установлено пока точно. Но, я вам скажу, когда живешь на болотах, проблем с едой не бывает. Ягоды, грибы, листья… Это ж не Сахара.

– Обычно историки показывают воздействие археологических культур на современную жизнь. А вы?

– Я боюсь проецировать, но выставка покажет. Любая культура оказывает мощное воздействие на сопредельные. Я думаю, что многое в эскпонатах покажется нам дико знакомым.

– Вы на открытие приглашаете специалистов, которые могут вас критиковать?

– Поскольку речь идет о сенсационных находках, и поскольку выставка проходит в Эрмитаже, археологи приедут со всего мира, вместе с кураторами, галерейщиками и моими друзьями. Вы знаете, когда появляется любое новое захоронение, то об этом известно всему миру, а мы их покажем сразу четыре!

– Вы их скрывали до открытия выставки?

– Я все скрывал до открытия выставки. Я делал вид, что делаю журнал "Собака".

– Теперь вы знаете все о карлах. Но вы же с ними не жили…

– Ну вот, например, я вот во многих местах не был, скажем, в каких-то средневековых городах или фламандских XV века. Но я прекрасно представляю запах этих улиц, эту грязь, этот конский навоз, этих лошадей… Рембрандт, бредущий такой… Отлично представляю себе. Поэтому мне было нетрудно понять, как организовывали карлы свой быт.

– Представлять прошлое помогают картины художников, а вы начинаете на пустом месте…

– Вы знаете, очень точно сказал Михал Борисович Пиотровский, что Эрмитаж – это единый сплав искусства и науки.

– Это годится в качестве девиза к вашей выставке?

– Да, абсолютно.

– Мне приходилось слышать от археологов, что как только где-то случается сенсационное открытие, в этом месте начинаются всякие бедствия и мистические ужасы.

– Археологам виднее, но у нас фантастическая география, может, это и объясняет, почему в мире так неспокойно.

– Но на вас не нападают? Духи там всякие?

– На меня нет. У меня есть традиционный способ: рюмка водки, и никаких духов. Я защищаюсь.

– А как вы сами к болотным карлам относитесь? Вы их полюбили?

– С любовью невероятной!

– Они вообще позитивные?

– Абсолютно! Я думаю, что любые живые существа позитивны. Ну что может быть непозитивного в землеройке или кунице?

– Ну, люди бывают непозитивными.

– Люди… Ну а пигмеи? Другое дело, если вы придете с ружьями отбирать у них землю, конечно, они не будут позитивными. А изначально, я думаю, все позитивные.

– Эти карлы изменили вашу жизнь?

– Они изменили. Потому что заполнили всю мою мастерскую, и не давали мне пройти, и сломался водогрей, и нельзя было его поставить, потому что они загородили к нему дорогу – их целая толпа.

– Они хозяйничают, что ли?

– Они не хозяйничают. Они стояли. И я ужасно боялся, как бы мои гости на них не свалились. Слава Богу, Эрмитаж взял на себя ответственность за их хранение. Я очень благодарен и признателен. У меня уже нет сил. Я очень нервничаю.

– Вы хотите, чтобы карлов и другие увидели?

– Открытие только тогда открытие, когда его кто-то видит. Как художник я за все отвечаю. Никто со мной не делит ответственность, только мои кураторы. Они боятся очень.

– Боятся? Ответственности? Международного скандала?

– Вот вы поговорите с ними…

Мистика. После этих слов Белкина материализуется куратор выставки: Андрей Николаевич Мазуркевич, сотрудник сектора археологии Эрмитажа.

– Вопрос серьезный: как вы оцениваете вклад в науку? Перемены в существующей картине мира?

– Может, и правда будут какие-нибудь перемены, потому что это взгляд из нынешнего дня в историю. Это то, как мы чувствуем. Здесь же в основе лежит много настоящих вещей. Если хотите, это их переосмысление. Вот мы смотрим древние вещи, у нас рождаются ассоциации. И мы можем выстроить какой-то свой ряд, свой мир. Хотите – внешний, внутренний, как угодно.

– Вам этот мир нравится?

– Конечно, когда мы искали эти вещи, то мы и искали то, что нам нравится. А поскольку я копаюсь все время в болотах, мне это было очень близко. Но это не фэнтези, это очень важно! Это не игра, как там у толкиенистов, ни в коем случае.

– Есть у болотной цивилизации выход в другие культуры? Можем мы ее найти в том, что уже известно?

– Безусловно, вы можете найти здесь до боли знакомые формы. Вот, например, этот сосуд золотой. (Белкин комментирует: "Знаете, как в разных частях света находят очень близкие по духу вещи…") Потом, очень сложно… Тут же часть – случайные находки, что-то восстанавливается по записям, много вещей – из частных собраний. – Литературу по теме посоветуете?

Белкин: Ссылки будут. Не на пустом же месте все.

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100