Lifestyle, новости культуры

Искусство соблазна

22:16:17, 29 октября 2004
Искусство соблазна
Слово "красиво" в применении к современному искусству может звучать как ругательство. Только не в отношении американской художницы Шейлы Айшем. Она не стесняется высокопарности ни в своих огромных светящихся холстах, ни в своих высказываниях. Любимое ее слово – spirituality – переводится то как "духовность", то "одухотворенность". Айшем определенно имеет в виду первое, и в ее старомодной серьезности нет пошлости, потому что нет автоматизма: она и вправду ответственно и трудолюбиво исследует мистические основания жизни и искусства.
Однажды Шейла Айшем выбрала свою долю – разом женскую и художественную: вышла замуж за дипломата и отправилась в странствия по казенным домам с мужем и музой.
Париж, Берлин, Москва, Вашингтон, Гонконг, Гаити, Индия. И всякий раз – новое искусство, новые сочетания цветов. Только не по принципу "что вижу, то пою". Айшем не изменяет собственной песне, даже обучаясь китайской каллиграфии. Она впитывает и экзотические и не очень культуры, сама выбирая для себя уроки. Знаете, чему ее научили два года в Москве середины 50-х? В интервью New York Times она вспоминает: "Я была совсем одна, не с кем было поговорить. Это научило меня самодостаточности – делать лучшее, что можешь, из того, что есть".
Выставка в Русском музее – ретроспектива Шейлы Айшем за 50 лет. Лейтмотив не меняется. Ее интересуют только "большие" темы: Космос, Миф, Энергия… Начинала она как абстракционист, и живопись ее остается абстрактной, изображает ли она космические пейзажи или населяющих эти пейзажи очень похожих на настоящих зверей. Реалистичность их обманчива. Какая-то из древних культур научила Айшем относиться к животным в духе первобытного анимизма. Их души заполняют собой всю вселенную. Теснят друг друга, вплывая в сознание как галлюцинации. Фокус смазывается, будто кто-то забыл навести на резкость волшебный фонарь, вызывая у зрителя головокружение. Вот они уже обступают со всех сторон – Космические Быки и Мифические Медведи… Животные – символы, алфавит праязыка. Это не метафора: она силится сказать с их помощью что-то таинственное, для чего не существует ячеек в других, тех, что помоложе, языках.
Понятно, отчего стало страшно Эдварду Фраю: "Ее последние работы минуют территорию современной живописи ради царства иного сознания. Это искусство опасного соблазна, оно приглашает войти в запретные области под видом живописных экспериментов". "Шейла Айшем".

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100