Lifestyle, новости культуры

"Искусство вышивальщика"

22:16:17, 29 октября 2004
"Искусство вышивальщика"
Название выставки, вызывающее ассоциации с "Контрактом рисовальщика", на самом деле отсылает к названию одной из книг Энциклопедии Дидро – L'Art du Brodeur. Священнические ризы и епитрахили; камзолы, жилеты и чепцы; настенные панно и чехлы для мебели; носовые платки и скатерти; кисти, бахрома, тесьма – шитые золотом и шелком, отделанные стразами и фольгой, – размещены в четырех залах Меншиковского дворца. В строгом соответствии с принципом "истории стилей": вот Италия, XVI век – извольте видеть, как при помощи техники "оттеночного золота" передается воздушная перспектива. Маньеризм: гротеск. Луи XIII и XIV – барокко, много золота, тяжеловесные формы, насыщенный фон. Рококо: шинуазри и сенжери, "дух мелочей прелестных и воздушных". Неоклассицизм конца XVIII: уравновешенная композиция; видите, как расчищается фон, все видят, как расчистился фон?
Вечное музейное сражение между вещью и этикеткой: кто кого иллюстрирует, кто тут главный? Роскошная выставка, что ни экспонат, то шедевр. Но вот, кому они принадлежали, об этом этикетки молчат. А между тем камзол Кавалера Ордена Подвязки – Александра I, а носовые платки с императорскими коронами и инициалами "E" и "М" – вероятно, русских великих княжон. А эти великолепные французские жилеты, свидетели Революции, надетые на обезглавленные манекены, – что стало с их владельцами?..
Некоторые образцы драпировок и панно выставлены не в витринах, а на стенах. Хоть они и закрыты стеклом, это прекрасно, потому что до минимума сокращается дистанция между Предметом и зрителем, есть возможность детально разглядеть его, завязать разговор. А зачем иначе эта вещь пережила своего владельца на четыре сотни лет?

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100