Lifestyle, новости культуры

Жизнь отрицает смерть Премьера сочинений Сергея Слонимского в родном городе

23:01:07, 02 ноября 2004
Премьера сочинений Сергея Слонимского в родном городе

Давно уже Большой зал Филармонии не собирал столько народу, сколько пришло на мировую премьеру двух монументальных сочинений композитора Сергея Слонимского: Одиннадцатой симфонии, посвященной Михаилу Шемякину, и Реквиема для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра. Бурный интерес музыкальной общественности и просто публики, сопутствующий концерту, указывал на то, что мы присутствовали на событии исключительном. Многие в антракте вспоминали, что подобный ажиотаж сопровождал в свое время симфонические премьеры Шостаковича.

Оба произведения были закончены осенью 2003 года, что свидетельствует о творческом потенциале композитора, перешедшего 70-летний рубеж. И симфонию, и Реквием отличают ясность изложения музыкальных мыслей и «общительность», свойственные музыке Слонимского последних лет. В этих сочинениях композитор широко привлекает опыт прошлого, что роднит его с Брамсом, Малером, Стравинским. Узнаваемые, традиционные интонации оформлены «по-слонимски», каждый раз придавая «старому вину» новый привкус.

Трудно отдать предпочтение какому-то из премьерных произведений. Симфония была представлена оркестром Академической капеллы под руководством Александра Чернушенко, исполнившим ее в первом отделении рационально и взвешенно, в соответствии с изысканной мудростью мастера. Слонимский в этом произведении отказался от чистых экспериментов. Он один из тех немногих, кто сегодня виртуозно владеет оркестром. Симфония тяготеет к вполне классической форме и опирается в ней на традиции высокого стиля, свойственного симфониям Рахманинова, Прокофьева и Шостаковича. К достоинствам симфонии следует отнести и компактность формы, которая отнюдь не сужает представленные в ней философские проблемы.

Вероятно, посвящение Шемякину диктовало композитору и форму симфонии, соответствующую жизни художника, творчество которого находится в развитии и может преподнести нам еще много интересного. Оптимистичная концепция вдруг неожиданно заканчивается загадочным ударом колокола. «По ком звонит этот колокол?» — словно задает вопрос автор, заставляя слушателей искать на него ответ вместе с ним.

Во втором отделении хор и симфонический оркестр Академической капеллы Санкт-Петербурга, хор мальчиков хорового училища им. М. И. Глинки (художественный руководитель Владимир Беглецов) и солисты Лариса Радченко, Дарья Лейбова, Олег Трофимов и Петр Мигунов исполнили Реквием под управлением Владислава Чернушенко.

Жанр реквиема — заупокойной мессы, — к которому обращался почти каждый серьезный западный композитор, установился в рим- ском ритуале в XIV веке. Он связан в истории музыки с певцом пап- ской капеллы и основоположником нидерландской школы Гийомом Дюфаи и первым капелланом французского королевского двора, крупнейшим представителем второй фламандской школы Жаном Окегемом. Со временем реквием очень изменился. Уже в XVI веке Орландо Лассо отходит от римского ритуала и меняет в своем реквиеме следование частей. В дальнейшем реквием эволюционирует в сторону концертности и оперности, а среди его создателей появляются Моцарт, Керубини, Берлиоз, Лист, Верди, Форе, Сен-Санс. Особняком стоят реквиемы на основе немецкой лютеранской Библии Шютца, Преториуса, М. Гайдна, Брамса. ХХ век явил нам реквиемы Стравинского, Бриттена, Кабалевского, Шнитке и Лигети, в которых структура канона трактовалась абсолютно свободно, в соответствии с замыслом авторов.

Написанный на канонический латинский текст реквием Слонимского также далек от традиционного. Композитор решительно изменил последовательность разделов. В результате изменилась сама идеология сочинения, изначально призванного направлять живых на праведный путь, устрашая их картиной Страшного суда. Реквием Слонимского — о покаянии, милосердии, утешении несчастной человеческой души — написан оригинальным современным музыкальным языком. Партитура содержит несомненные художественные находки. Его полифоническая техника виртуозна. Композитор превосходно владеет ладово-гармоническими особенностями как славянской, так и латинской музыки.

По традиции, Lacrimosa («Слезный день тот, когда воскреснет из праха виновный человек, подлежащий суду») звучит в середине реквиема, являясь его лирическим центром. У Слонимского она звучит дважды — открывает и завершает Реквием. Музыкальный язык ее невероятно открыт и эмоционален для привычно сдержанного Слонимского.

Сакральная проблема человеческого бытия, изначально заложенная в Реквиеме, подвигла композитора к очень серьезной и вдохновенной работе. Недаром Слонимский как-то сказал, что симфоний в жизни может быть написано много, а реквием только один. Напряженная пауза переполненного зала Филармонии в конце концерта — лучшее доказательство того, что труд увенчался успехом.

В немалой степени огромному успеху нового сочинения нашего современника способствовали исполнители, и в первую очередь Владислав Чернушенко, недавно вернувшийся после болезни к активной музыкальной деятельности.

В последнее время многие наши авторы стремятся впервые исполнять свои новинки на Западе, считая, видимо, тамошнюю публику более подготовленной. Потому замечательно, что обе мировые премьеры Сергея Слонимского прошли именно в родном городе композитора. Состоявшаяся премьера — событие, еще раз доказавшее, что у настоящей музыки, классической или современной, всегда будут слушатели.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100