Lifestyle, новости культуры

Предводитель муз возвращается

23:03:03, 03 ноября 2004
Предводитель муз возвращается
Американская премьера балета Эйфмана состоялась в Питере

Творец и его творчество — тема, которая легла в основу новой постановки Бориса Эйфмана. На сей раз маэстро вдохновила судьба Баланчина. «Мусагет» («предводитель муз») был поставлен на сцене Нью-Йорк Сити Балет к столетию великого хореографа. Спектакль прошел не только в столице, но и в других городах, и всюду Америка рукоплескала российскому хореографу. «Это мое восхищение Баланчиным, дань признания балетной России тому, кто так гениально развил и усовершенствовал традиции русского балетного театра и сделал действительно возможной эволюцию танца от ХIX к XXI веку», — признавался Эйфман.

Премьера, состоявшаяся на сцене Театра консерватории, имела неоспоримое преимущество перед американской: петербуржцы увидели новое творение Эйфмана в исполнении его уникальной труппы. По словам хореографа — чего греха таить? — американские танцовщики приходят в репетиционный зал работать, а наши — сгорать. Наверное, в этом и кроется одна из загадок неизменного нашего любимого театра: зритель чувствует эту сценическую «температуру горения» и в этом огне настоящего искусства сгорает сам.

Балет одноактный и, говорят, по мнению самого хореографа, рассчитан преимущественно на камерные залы. Однако и в более сжатых временных рамках Эйфману удается поражать зрителя богатством своей фантазии. Именно поэтому человеческое тело по замыслу хореографа обретает нечеловеческую свободу и становится способным в танце воплотить тончайшие движения души. Оказывается, можно станцевать эйфорию любви, отчаяние одиночества, страх смерти, горечь разочарования. Нет, не рассказать обо всем этом, а передать сами чувства. Как это удается Эйфману? Боюсь, словами это не объяснить. Стоит только заметить, что, оставаясь собой, узнаваемым в любой постановке, хореограф вместе с тем никогда не повторяется. Вот и в «Мусагете» открыты новые движения, поддержки, сценические решения. Инвалидное кресло, в которое, как в тюрьму, заключен обездвиженный в старости Баланчин. Полузакрытый горизонт сцены, на котором отрабатывают па послушные ножки балерин. Ломающийся станок, в котором заключен образ распятия — как крест, который обречен нести человек, посвятивший себя творчеству. Множество необычных ассоциаций переплетается с многоголосьем Баха и оседает где-то в глубинах подсознания...

Ну, а маэстро продолжает свой поиск. Скоро мы увидим его «Анну Каренину». Как всегда, это будет не просто спектакль, а глубинное исследование психологии. На сей раз — женщины-оборотня, живущей параллельно в чопорном свете и в мире собственных страстей.

Марина Полубарьева
МК в Питере №43/84 за 27-10-2004

МК в Питере

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100