Lifestyle, новости культуры

Средство для успеха. Завидные роли и их исполнители

23:03:34, 03 ноября 2004
Средство для успеха. Завидные роли и их исполнители
Неделю назад Театр комедии имени Николая Акимова явил Питеру премьеру – спектакль по пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса». Элина Макропулос – завидная роль для любой актрисы, ибо автор – острослов и философ – вложил в уста героини немало житейских мудростей.

Таких ролей актеры ждут всю жизнь и, получив, «отрываются» в них сполна: раскрываются, блистают, зарабатывают славу, которой потом гордятся театры, поставившие эту пьесу. Ведь шансы театра на успех всегда зависят от успеха актеров...

Странно, что до Чапека никто не додумался до вынесения на сцену столь животрепещущей темы: вечная жизнь. В поисках средства продления жизни лекарь Макропулос опробовал изобретенное снадобье на своей шестнадцатилетней дочери. Миновав грань между жизнью и смертью, Элина обретает завидное долголетие: на момент развертывания событий пьесы ей уже лет триста… Это, конечно, сказка, но сказка для взрослых, способных понять, что «долго» не всегда бывает «счастливо». Смысл и счастье жизни заключается в ее быстротечности. Любовь, дружба, поклонение, богатство захватывают лишь в «обычном формате». Острота наших ощущений, говорит Чапек, напрямую зависит от срока земного существования: чем короче, тем острее. Но чтобы понять это, надо хотя бы познакомиться со «Средством Макропулоса».

Постановку в акимовском театре осуществил Юрий Аксенов, сделавший ставку на актрису Ирину Мазуркевич. Это для нее — сегодняшней звезды Театра комедии — художником Ириной Чередниковой были созданы дивные костюмы. Это ради нее тщательно подбирался актерский ансамбль спектакля. Это «на нее» задолго до премьеры зрители «смели» билеты в городских театральных кассах…

Но ожидания оправдались далеко не все. Непонятно, волею ли режиссера или других обстоятельств, но искрометности актрисы проявиться было не суждено. Ровность спектакля, в ходе которого просыпается невольная ностальгия по киношному «Рецепту ее молодости» с Людмилой Гурченко или давнему московскому варианту «Средства» с Нелли Корниенко, удивительна. Ну, знакомый до боли материал… Ну, неплохая игра актеров… Ну, «приятно глазу»… И не более того.

Быть может, снобизм видевшего «кое-что» человека мешает, спросите вы? Но молодежь, которой в зале было достаточно и которая в тот вечер открывала для себя классику Чапека, увы, захваченной спектаклем тоже не выглядела. Сказочный детектив ожил лишь с явлением Анатолия Равиковича, исполнявшего роль Гаука — прежнего воздыхателя Элины-Евгении, и видимого удовольствия от собственной игры у него не отнимешь. Но шанс на Явление Театром Комедии использован не был. А в городе появился еще один не плохой и не хороший спектакль.

Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ
МК в Питере №22/43 за 04-06-2004

МК в Питере

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100