Lifestyle, новости культуры

"Антигона". Модная архаика от Андрея Прикотенко

23:01:45, 04 ноября 2004
"Антигона". Модная архаика от Андрея Прикотенко
Мне всегда казалось, что античные драматурги были людьми неприлично простыми. И писали свои пьесы примерно так же, как плотник строгает табуретку, а гончар лепит горшок. За прологом – парод. За пародом – эписодий. За эписодием – стасим (песнь хора). И так далее – все четко на своих местах. Зрители знали все мифологические сюжеты наизусть: зачем Прометея приковали к скале, что Креонт не поделил с Антигоной, и почему Медея прикончила своих малолетних отпрысков. И особых эстетических претензий не выказывали. Выйдет некто в маске, белой хламиде, на 50-сантиметровых подпорках-котурнах, наберет побольше воздуха в легкие, зарядит монолог минут на 10 – значит, Эдип. А много ли еще увидишь из 112-го ряда 40-тысячного амфитеатра? Это уже потом, спустя 22 века лукавцы-классицисты нарядили героев античности в фижмы, приклеили мушки на лица и нацепили на головы многоэтажные парики. И придумали, что внутри у Андромахи или Федры могут быть какие-то недоразумения между долгом и чувством, чувством и разумом.
Не то – в "Антигоне" Софокла. Жила-была девушка, дочь царя Эдипа – того, что по недоразумению сожительствовал с собственной матерью, прижил с ней четырех детишек, а потом в наказание ослепил себя и покинул родные Фивы. Потом родные братья Антигоны Этеокл и Полиник затеяли междоусобную заваруху и порешили друг друга. Новый же царь – Креонт, родной дядя Антигоны, велел похоронить только одного брата – Этеокла. А Полиника в качестве наглядного примера – оставить на съедение псам и мухам. Антигона же, следуя родственному долгу, один раз захоронила брата, другой раз захоронила. А на третий – попалась. И тогда Креонт, следуя уже государственному долгу, велел живьем замуровать смутьянку. Позже, правда, раскаялся – но слишком поздно. Потому что не только Антигона, но и креонтовы жена с сыном тоже покончили с собой. Такая простая история.
Андрей Прикотенко – режиссер-дизайнер, режиссер-стилист. Только вместо кисти, иголки, бисера, лака, лобзика, расчески и прочего у него – трюки, много трюков. И нервы, много нервов. Причина его устойчивого интереса к Софоклу – загадка. Этот древний грек – отнюдь не Аполлон Бельведерский, а пользуясь текстом классика "вроде печного горшка". Видно, как раз потому, что к этому "горшку" весьма удобно приклеивать "мушки". Получается такая модная архаика: фарс пополам с нервной дрожью по Станиславскому. Так было в "Эдипе". То же (хоть и неприлично делать такие грубые прогнозы) будет и в "Антигоне". Но чтобы было непросто, "Антигону" соединили с "Эдипом в Колоне" – самой скучной частью трилогии, где слепой Эдип приходит в Колон, проклинает изгнавшие его Фивы и умирает.
Казалось бы, чего лучше, как назначить на роль бунтарки Антигоны единственную трагическую актрису из команды Прикотенко. То есть Ксению Раппопорт. Ан нет – ее сыграет женственная, лиричная Мария Лобачева. Уже вижу, как этот кроткий ребенок держит оборону перед бритоголовым Креонтом Алексея Девотченко. Ксении же досталась роль конформистки Исмены. Остальные – знакомая по "Эдипу" и "Слуге двух господ" команда, плюс несколько новых молодых лиц. Если вы относитесь к немалочисленному сонму поклонников Театра Андрея Прикотенко – спешите за билетами. А Софоклом пусть занимаются историки.

Татьяна Джурова

19.11, 20.11 Театр на Литейном

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100