Lifestyle, новости культуры

Наследники поющих дьяков

11:01:10, 05 ноября 2004
Сегодня вечером в Большом зале Филармонии состоится официальное открытие фестиваля «Невские хоровые ассамблеи», который продлится до 11 ноября. Меломаны привыкли к тому, что он проходит в зале Капеллы, но зал этот все еще ремонтируется, поэтому все шесть фестивальных концертов прозвучат под сводами Большого зала. Нынешние «Ассамблеи» посвящены 525-летию Певческой капеллы Санкт-Петербурга (счет идет от момента рождения хора государевых певчих дьяков). Вторая, более скромная, дата не афишируется, но, наверное, имеется в виду. В нынешнем ноябре исполняется 30 лет с того дня, как руководство Капеллой принял на себя Владислав ЧЕРНУШЕНКО. Накануне открытия фестиваля он ответил на вопросы нашего корреспондента Анны АЛЕКСАНДРОВОЙ.

— В чем особенность нынешнего фестиваля?

— Фестиваль целиком и полностью посвящен Капелле и тем исполнительским коллективам, которые кровно связаны с ее биографией (во всех предыдущих фестивалях мы стремились привлечь самые разные хоровые коллективы). Что касается фестивального репертуара, то и здесь мы ограничили себя именами, наиболее важными и близкими для Капеллы. Из композиторов прошлого — те, кто служил здесь: князь Львов, Бортнянский, Глинка... Из современников — те, с кем у нас были и есть наиболее тесные контакты: Гаврилин, Свиридов, Слонимский, Петров. Конечно, наш репертуар гораздо шире, но если бы мы постарались охватить всю панораму, то и в месяц бы не уложились.

— Отношение к хоровому искусству в Петербурге характерно для сегодняшней России? Или наш город — счастливое исключение?

— Это грустно, но хоровое дело в России, имевшей богатые певческие традиции, в значительной степени порушено. Нет никакой информации о жизни даже очень известных в прошлом коллективов. Контактов между регионами нет. Мы в свое время исколесили весь Союз, по два-три месяца в году проводили на гастролях. А сейчас даже в область выехать проблема. Транспорт, гостиницы — все слишком дорого. В Петербурге число взрослых любительских хоровых коллективов заметно уменьшилось.

Но есть и положительные тенденции — возникают новые детские хоровые студии. Растет число школьных хоров, их профессиональный уровень становится выше. И это очень важно. Можно надеяться, что их участники создадут в будущем новые взрослые хоры.

Хоровое дело всегда опиралось на общеобразовательную школу. Но как только уроки пения заменили на уроки музыки, то есть активному участию в музыкальном процессе предпочли пассивное — прослушивание записей, ситуация начала меняться. Вряд ли мы теперь можем называться самой поющей в мире страной. Хорошо, что есть люди, пытающиеся исправить ситуацию. Не все безнадежно.

— Интерес в хоровому искусству у публики очевиден. Вспомним хотя бы американский хоровой фестиваль «Барбершоп». Его концерты пользовались огромным успехом.

— Американцы сегодня — укоризненный пример для России. В Соединенных Штатах ассоциация любителей хорового пения насчитывает сорок тысяч коллективов. «Барбершоп» — лишь одно из направлений хорового искусства. Это движение поющих мужчин, где пение обязательно сочетается с режиссурой, постановочными эффектами. И это не исключает очень высокий уровень традиционного хорового пения. В США каждый университет считает себя обязанным иметь свой хор, оркестр. Они находят деньги, чтобы демонстрировать свое искусство всему миру. Нам есть чему у американцев в этом смысле поучиться. Но пока у нас не будет государственной культурной политики, связанной с культурными традициями нации, народа, вряд ли что-то получится.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100