Lifestyle, новости культуры

Комедия в удобном положении

11:01:11, 05 ноября 2004
Слова «ситком» и «зитком» у многих, наверное, ассоциируются с компьютерной сферой. И напрасно. Несмотря на то что большинство неологизмов появляются именно в этой стремительно развивающейся области, телевидение тоже не стоит на месте, изобретая все новые и новые способы привлечения зрителей.

Правда, термин «ситком» — от английского situation comedy (комедия положений) — используется в мировой телеиндустрии почти так же давно, как и жанр, им обозначаемый. Первый сериал в этом стиле вышел на американском канале CBS в 1951 году и назывался «Я люблю Люси». Несколько лет подряд аудитория телеканала с огромным интересом наблюдала за бытовыми неурядицами, которые случались в семье забавной и непосредственной главной героини. Но в словари английского языка новое сокращение sitcom попало только 13 лет спустя, когда оно уже прочно закрепилось в средствах массовой информации и разговорах телезрителей.

К нам понятие «ситком» пришло совсем недавно. Первопроходцем в этом жанре на российском телевидении стал французский комедийный сериал «Элен и ребята», вышедший на экраны в 1995 году. Русскоязычная аудитория довольно долго не могла привыкнуть к назойливому закадровому смеху, который раздавался после каждой шутки героев. Этот смех — один из неотъемлемых компонентов классического ситкома, который призван заразить публику положительными эмоциями.

С тех пор, кстати, немногим из нас удалось смириться с таким звуковым сопровождением зарубежных комедийных сериалов. Хотя за прошедшее десятилетие российское телевидение успело продемонстрировать полный спектр ситкомов всех времен и народов, включая лучшие образцы жанра, удостоенные в разные годы самых престижных наград, — упомянутый сериал «Я люблю Люси» и телефильм «Друзья».

Кроме того, ситкомы по западным лекалам сейчас начали снимать и в России. Телепродюсеры наконец обратили внимание на то, что в отличие от криминальных или мелодраматических сериалов, как правило, привлекающих либо мужчин, либо женщин, комедийные фильмы с удовольствием смотрят и те и другие. В результате на волне успеха малобюджетных и похожих, скорее, на капустники с переодеванием юмористических сериалов вроде «Осторожно, Модерн!» и «33 квадратных метра» были созданы первые «солидные» отечественные ситкомы — «Вэб-камера» на «5-м канале» и «Холостяки» на REN-TV.

Судя по всему, в будущем российское телевидение ожидает бум «зиткомов», который уже начался в США и Европе. «Зиткомы» (от английского zit — прыщик) — комедийные сериалы, ориентированные на подростков, самую неразборчивую и благодарную публику, которую закадровый смех раздражать точно не будет, так же как и не особенно остроумные шутки персонажей. Тинейджеры как целевая аудитория удобны для создателей телесериалов еще и потому, что школьники могут проводить у экрана почти половину рабочего дня. Следовательно, изнурительно бороться за право показа зиткома в прайм-тайм (эфирное время с 20.00 до 22.30) продюсерам вовсе необязательно.

На канале «Муз-ТВ» уже сейчас идут мини-серии из жизни глуповатых школьников, которые спонсирует один из крупных операторов сотовой связи. Грандиозный успех в мировом прокате кинолент «Американский пирог» и «Американский пирог-2» свидетельствует о том, что те же незамысловатые истории, растянутые на полсотни серий, будут пользоваться у юной телепублики большим спросом.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100