Lifestyle, новости культуры

Про уродов и людей

09:01:59, 12 ноября 2004
Про уродов и людей
"Небольшой драматический театр" под руководством Льва Эренбурга спустя целых три года после последнего спектакля выпускает "На дне" по мотивам немодной горьковской драмы. Для Эренбурга обращение к пьесе из жизни городских маргиналов закономерно. Два предыдущих трагифарса: "В Мадрид! В Мадрид!" и "Оркестр" закрепили за ним репутацию любителя патологий и извращений. В "Мадриде!" герои как на подбор: разъезжающая в инвалидной коляске мама, сексуально озабоченная под маской фригидности дочка, племянник с трупом в чемодане и прочие, объединенные желанием отравить девяностолетнего дедулю. Самой обаятельной оказывалась девочка-дебилка, милосердно отправлявшая несчастливую семейку на тот свет. Сдержанные ануевские дамы в "Оркестре" представали группой истеричек, вынужденных спасаться от женского одиночества в компании стариков и увечных солдат.
Актеры играли своих персонажей без полутонов, если начинали плакать, то моментально доходили до нервного припадка, если раздевались, то догола. Однако в "самых светлых" своих проявлениях Эренбург представал мастером поэтического гротеска. Вот парализованная калека обнаруживала в сумочке гостьи презерватив, с удивлением разглядывала незнакомую вещицу, надувала и… взлетала на нем, как на воздушном шаре, а ветер трепал ее платье. Парочка геев из "Оркестра" становились счастливыми родителями. Пластичные, музыкальные актеры НДТ так достоверно играли патологию, как будто проходили практику в Скворцова-Степанова. Но при этом не переходили за грань, где начинается смакование ущербности. Наоборот – виртуозно отстранялись, подчеркнув, что происходящее – только театральной игра.
От всего этого Эренбург не намерен отступать и в новом спектакле. Понятно, что в "На дне" не будет ни привычных социальных типажей, ни предельно бытовых реалий. Освобожденные от штампов соцреализма, герои – готовые экспонаты для кунсткамеры Эренбурга. Проститутка и бандит, наркоман и умирающая от чахотки женщина – по определению вписываются в стилистику НДТ. Наши современники, но свободные от общественных норм. Их свобода – в пороке и неистовстве чувств. Если здесь кого-нибудь бьют, то так, что кровь хлещет фонтаном. Если зашивают рассеченную бровь – то суровой ниткой по живой коже. Настя приходит к Клещу зашить чулок, и это заканчивается оральным актом.
Но режиссер собирает паноптикум не ради нездорового любопытства. Основная его тема – тоска по любви, которая держит на плаву неаппетитных персонажей. Спектакли Эренбурга всегда дискретны: бытовые сцены чередуются с сюрреалистическими. Резкие контрасты между вымышленным и реальным оправдывают жесткую эстетику режиссера. Но сумеет ли он в третий раз получить белое, умножая черное на черное, покажет будущая премьера.

19.11 Театр им. Ленсовета (Малая сцена)

Мария Бошакова

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100