Lifestyle, новости культуры

Гастроли памяти Воланда

09:14:18, 13 ноября 2004
Гастроли памяти Воланда
Этот приезд в Петербург театр «На Юго-Западе» посвящает Авилову

Виктора Авилова нет с нами уже месяц. Все, кто знал его (не важно, на сцене или в жизни), запомнили этого актера не сломленным болезнью. За полгода до трагедии он все еще играл Воланда и Гамлета, шутил на пресс-конференциях и говорил, что намерен дожить минимум до ста. У него была особая, мистическая аура и, как признавался сам Виктор, сильный ангел-хранитель. Может, потому он не побоялся когда-то стать главным героем «несчастливого» сюжета Булгакова? Памяти любимого актера посвящает грядущие гастроли московский театр «На Юго-Западе». Об Авилове и «Мастере и Маргарите» вспоминает главный режиссер театра Валерий Белякович.

— Как вы пережили смерть любимого актера?

— Отвечу кратко. Ларошфуко когда-то сказал: «Мы всегда сможем пережить несчастье другого...». Лично я Витю очень жалел, и театр до сих пор живет с этой утратой. Но работать-то надо! Жизнь идет своим чередом.

— Спектакль «Мастер и Маргарита» осиротел. Чем отличается новая редакция от старой, с Авиловым?

— Воланда играет заслуженный артист России Вячеслав Гришечкин. Он давно знает роль, работал с Авиловым в очередь. Думаю, что спектакль не сильно изменился и ничуть не потерял своих красок.

— Виктор много рассказывал о мистике спектакля и о том, что в какой-то момент хотел его бросить. А вы?

— Я от Авилова ничего такого не слышал. И сам я не мистический человек. В отличие от Вити, которого мистика сопровождала во всех постановках и во всех ролях. Да и персонажи у него соответствующие — будь то Калигула, Гамлет, Воланд или Мольер. Они тесно связаны с таинствами бытия. Я играл «Мастера и Маргариту» не только у себя в театре, но и в Чикаго, и в Пензе... Тьфу-тьфу, обходится все без неожиданностей.

— Вы ездили с «Мастером и Маргаритой» в Японию. Как вас смог понять японский зритель?

— Конечно же, с помощью синхронного перевода. Им достаточно сложно было переварить библейскую часть спектакля. Но в театр-то, слава Богу, пришли образованные люди, знающие мировую культуру. Судя по аплодисментам в финале, они поняли абсолютно все!

— Вы не раз говорили, что Питер для вас — второй дом. Все еще волнуетесь, везя сюда спектакли?

— Питер — это вторая часть моего бытия. Потому что со школьных лет я жил параллельно в Москве и Питере, наездами. С момента наших первых выступлений в ДК имени Дзержинского лет 15 тому назад и до сегодняшнего дня питерская публика — как экзамен. Кстати, сейчас она теплее и благосклоннее, чем московская.

— Как театру удается выживать в окружении дешевых и пошлых антреприз?

— Мы прошли через всех правителей, начиная с Брежнева. Были у театра разные времена... Наша политика не меняется: работаем, верны своему призванию, это и спасает. Несмотря на политические перемены, мы служим искусству. И 23-го сентября в Москве мы будем играть спектакль в память Авилова «Мольер», который он играл 20 лет подряд. Такое постоянство говорит и о кредо нашего театра.

— А новые тенденции у вас появились? Театр все-таки — организм живой...

— Новое приходит с новыми артистами. И сейчас мы привозим «Гамлета», где принца Датского играет Олег Леушин — наш ведущий на сегодняшний день артист. Роли Авилова как бы перешли к нему по наследству. Лаэрт — Алексей Матошин. Это артисты новой генерации, они привносят в спектакли свою энергетику, свежую струю. И я, Клавдий, вынужден приспосабливаться к ним и менять свою тактику и манеру игры.

— Все-таки «Гамлет» и «Мастер и Маргарита» — спектакли «с бородой». Что новенького вы готовы показать питерской публике?

— Все наши наполеоновские планы зависят от продюсеров. И если они захотят привезти в Питер последнюю премьеру, «Куклы» по пьесе испанского драматурга Хасинто Грау, то мы с удовольствием погрузимся в поезд.

Р. S. Гастроли московского театра «На Юго-Западе», посвященные памяти Виктора Авилова, состоятся 1, 2, 3 октября на сцене ДК «Выборгский». В программе любимые спектакли актера: 1 октября — «Гамлет», 2 октября — «Мастер и Маргарита», 3 октября — «Сон в летнюю ночь». Режиссер-постановщик (он же художественный руководитель и главный режиссер театра) Валерий Белякович.

Наталья Черных
МК в Питере №38/74 за 22-09-2004

МК в Питере

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100