Lifestyle, новости культуры

Реформа без формы: театр под прицелом

09:03:02, 20 ноября 2004
Реформа без формы: театр под прицелом
Бурлит, клокочет театральный мир, взбудораженный слухами о предстоящей в 2006 году реформе театра

В то время как в Москве театральные деятели собираются на совещание с представителями Госдумы, Минкультуры и Минэкономразвития, в Питере за круглый стол по той же теме садятся сразу шесть художественных руководителей ведущих питерских театров, при полном «параде» прессы.

Председатель петербургского отделения СТД Николай Буров заявил, что чувствует себя ежиком, блуждающим в тумане. До сих пор театры с государством состояли в законном браке: оно делало вид, что содержит «семью», та — что довольна тем, как оно это делает. А что будет теперь?

«Тумана» напустили чиновники из Министерства экономики и финансов: предстоящие преобразования инициированы ими. А вот ведомство, напрямую связанное с вопросами культуры, почему-то оказалось в стороне. Не правда ли, странно — рассматривать театры с хозяйственно-финансовой колокольни, откуда просматриваются только буфеты-туалеты?

Изменение «брачного контракта» театра с государством связано с тем, что вся бюджетная сфера переходит от инфраструктурного финансирования (зарплата, аренда) к финансированию программному, то есть обеспечению проектов. Теперь «кормилец» хочет контролировать расходы и решать, на что тратить деньги, а на что нет.

Театры хотят поделить на три вида. «Бюджетные учреждения» остаются на гарантированном финансировании, но лишаются свободы хозяйственной деятельности. «Автономные учреждения» по оказанию услуг населению в сфере культуры (формулировочка, достойная парикмахерской!) получат право заниматься как основной, так и дополнительной деятельностью. Бюджет будет платить за выполнение заданий учредителей. Третий вид — «государственная автономная некоммерческая организация».

Кого же будут продолжать подкармливать, а кого отправят, простите, «на панель»? Белый список будет весьма ограничен. Видимо, во внимание будут приняты богатая история, громкое имя — то, что сейчас называется «брэнд». Но достаточно ли одних исторических заслуг и знаменитых фасадов для того, чтобы получить исключительные привилегии, или же должно оцениваться сегодняшнее творческое состояние? Не секрет, что в некоторых «храмах искусства» в последнее время зритель, едва заполняющий партер, будит храпом актеров на сцене. Получается, государство будет поддерживать их на «аппарате искусственного дыхания», в то время как можно было бы дать подпитку действительно перспективным коллективам.

Что будут представлять из себя «заказы учредителя», нетрудно догадаться. Вечера для ветеранов, утренники, спектакли, несущие определенную идеологию. Если учредителя будут представлять инициаторы реформы, драматургам нужно срочно браться за бухгалтерскую благодатную тему. Эх, жаль, за перестройку искусства не взялось силовое ведомство: зритель хотя бы детективы посмотрел за казенный счет.

Цивилизованный выход — участие друзей. Если государство не может заботиться о театре, почему бы не дать возможность делать это тем, кто его любит. Но закона о меценатстве у нас пока нет. Сегодня спонсорская помощь оказывается с чистой прибыли, то есть после уплаты налогов, так что, при всей любви к искусству, мало у кого сохраняются возможности и желание его поддерживать. Кроме того, при поступлении денег из дружественного источника та же сумма немедленно вычитается из бюджетного финансирования — и дополнительно театр ничего не получает.

Многие говорят, что будущее за антрепризой. Да, эти спектакли с успехом идут по всей стране и дают артистам возможность заработать. Но профессионалы, много лет отдавшие сцене, уверяют, что лишь в такой форме театр существовать не может. Чтобы состояться, артисту нужен не цыганский фургончик, а дом — со своим лидером, мощными традициями, непрерывным процессом творчества, в котором «варятся» идеи. Нельзя забывать, что звезды, собирающие нынче полные залы в антрепризах, родились в великих репертуарных театрах.

То, что преобразования в театральной системе нужны, мало у кого вызывает возражения. В Петербурге сегодня около 80 театров: 28 федеральных, 20 городских, остальные — областные, муниципальные, антрепризные. При этом актеры получают нищенскую зарплату — «рядовые» около двух тысяч, народные — две семьсот. У нашего бедного государства на всех не хватает. Действительно, к условиям рынка надо приспосабливаться. Но как? Пожалуй, единственно, кому можно доверить выбор театров, которые должно поддерживать государство, — это сам зритель. Если он ходит на спектакли (скажем, заполняет 70 процентов зала и больше) — значит, театр живет и нужно помочь ему развиваться. Тут все средства хороши — и бюджетная поддержка, и спонсорское участие, и другие хозяйственные механизмы. Если театр не находит общего языка со зрителем, одни финансовые «инъекции» не спасут. Но нельзя же повесить на его дверь замок и всем артистам выдать по метле? «Я не могу взять ни одного молодого артиста, потому что не могу никого уволить, чтобы не обречь человека не голодную смерть. Театр вынужден выполнять роль собеса», — замечает худрук Комиссаржевки Виктор Новиков. «Надо дать возможность художественному руководителю попрощаться с артистом по творческим соображениям, но так, чтобы ему была гарантирована нормальная жизнь. Сокращение должно происходить постепенно и продуманно, иначе при отсутствии законов о социальной защите артистов это будет безгласное кровопролитие», — соглашается зампред питерского отделения СТД Андрей Толубеев. По его мнению, государство должно нести ответственность за ту ситуацию, которая сейчас создалась: «И начинать надо бы с вузов, готовящих слишком много артистов. Эта профессия должна быть почетной и дефицитной».

В общем, вместо того чтобы разрушать старую систему «до основания», стоит сначала выстроить новую, адекватную сегодняшней жизни. Иначе мы опять обречены на невосполнимые потери.

...А еще хочется понять, ради чего все затевается, на что мы в итоге сэкономим за счет театра? Как-то мало верится, что на само искусство.

Марина Полубарьева
Газета Московский Комсомолец в Питере №46/90 за 17-11-2004

МК в Питере

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100