Lifestyle, новости культуры

"Оскар" для Дамы

09:02:06, 25 ноября 2004
"Оскар" для Дамы

В 1960-е Алиса Фрейндлих была примой театра Ленсовета и музой главного режиссера Игоря Владимирова. Она была и женственной арбузовской Таней, и взбалмошной Катериной из шекспировского "Укрощения строптивой", и неотесанной Элизой Дуллитл, но не подобранной на улице замарашкой, а милой девчонкой, чье открытое сердце компенсировало отсутствие манер. В спектаклях Владимирова ей удавалось совмещать хрупкое, женственное с хулиганистым, мальчишеским. Может, поэтому особенной любовью и взрослых, и детей пользовался Малыш из "Малыша и Карлсона", которого, по воспоминаниям очевидцев, на сцене было невозможно отличить от настоящего семилетнего мальчишки. После нее Малышами работали Ирина Мазуркевич и Елена Руфанова. Но такого, как Фрейндлих, уже не было.

В 1983 году, будучи одной из лучших ленинградских актрис, она перешла в БДТ к Георгию Товстоногову, к тому времени превратившему свою труппу в коллекцию драгоценных камней. Но если в кино конца 70-х – начала 80-х ниша была найдена – благодаря Эльдару Рязанову (стоит только вспомнить Калугину из "Служебного романа" или Хариту Игнатьевну в "Жестоком романсе"), то театр не смог предложить ничего особо интересного для актрисы, перешедшей на возрастные роли. Театралам она запомнилась главным образом в искрометном и маскарадном "Этом пылком влюбленном" с Владиславом Стржельчиком. Сейчас, когда БДТ никак не может вырулить из затянувшегося кризиса, она играет роли разношерстного репертуара, в котором и откровенно антрепризная "Калифорнийская сюита", и интеллектуальная "Аркадия", и состарившиеся "Коварство и любовь".

Собственно, новую Алису открыл Григорий Дитятковский, у которого она вышла на сцену не мужчиной, не женщиной, шутом Фесте – ребенком и старичком, андрогином с трогательным костыльком подмышкой. В "Двенадцатой ночи" ее шут Фесте стал спасением для эстетского, но прохладного и медлительного спектакля.

И вот, спустя двадцать лет, накануне своего юбилея, актриса возвращается в театр Ленсовета, не навсегда, а чтобы сыграть свой бенефис. В спектакле Владислава Пази по пьесе Э.-Э.Шмитта "Оскар и Розовая Дама" у нее роль ребенка, умирающего от лейкемии. Благодаря мудрой сиделке, которую он называет Розовой дамой, за десять оставшихся ему дней Оскар проживает жизнь взрослого человека. Разумеется, большая часть публики соберется поглазеть на Алису "в коротких штанишках". Но, кажется, Камю сказал: "Абсурд – это прыжок через невозможное". Именно это собирается сделать прославленная актриса. Не секрет, что большинство "народных" и "заслуженных", достигнув определенного возраста, для бенефисов выбирают респектабельные пьесы, где можно выступить в роли самих себя, не обманув ожидания старых поклонников. Не то – изуродованный биопсией и химиотерапией мальчик Оскар, больше похожий на инопланетянина. Этот образ – как предостережение авторам спектакля от соблазна раствориться в сиропной жалости к герою и скатиться в откровенную сентиментальность. Другой вопрос, удастся ли это Владиславу Пази, мастеру салонных мелодрам для расслабленной публики, приходящей в театр субботними вечерами приятно отдохнуть. Если да, то возвращение легенды петербургского театра на сцену театра Ленсовета может стать достойным какого-нибудь театрального "Оскара".

3.12 Театр им. Ленсовета

Мария Бошакова

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100