Lifestyle, новости культуры

Предновогоднее Чудо, или Рай на Пионерской площади

10:04:03, 24 декабря 2004
Предновогоднее Чудо, или Рай на Пионерской площади
Театральный мир суеверен. Совпадения имен и названий зачастую считаются роковыми или счастливыми, удачными или провальными, предопределяющими или вдохновляющими. Вера в театральные приметы на выпуске постановки – вообще особый разговор

И в этом смысле премьерный спектакль ТЮЗа, носящий название «Начало, рисунок первый», вполне может стать началом возрождения традиций старейшего детского театра. «Райская» тематика театральной фантазии для взрослых и детей тому не помеха.

На самом деле Рай очень похож на пионерский лагерь: побудка, зарядка, умывание, завтрак, приведение в порядок территории... Каждое утро — открытие и созидание. На календаре всегда воскресенье. Это — детство мира, в котором резвится и выполняет простейшие обязанности послушная Богу «октябрятская звездочка» — пятеро ангелов. Они хулиганят, играют на струях дождя, как на струнах, читают взахлеб, как приключенческий роман, Священное писание... Связь со Всевышним осуществляется по телефону, установленному на Древе Познания, но руководство не злоупотребляет управлением на расстоянии. До определенного момента — явления Человека (Виталий Любский). В плоском, условном, белоснежном раю теперь будет два цветовых акцента: Запретный Плод и сам Человек. Связь объектов еще только установлена, но райский порядок нарушен раз и навсегда. Одного «Папы»-Бога Человеку недостаточно, и ангелы тоже получают родственный статус. «Баба» (Эрик Кения), «Деда» (Дмитрий Макеев), «Дядя» (Кирилл Таскин) и «Тетя» (Владимир Чернышов) ничего дурного в новых именах не подозревают. Но самый мелкий ангел, получивший имя «Бяка» (Александр Ленин), обиду на Человека затаивает. Он и без того был в «звездочке» самым бесправным, а теперь и вовсе его «за человека не считают»...

Все внимание и время нянек с крыльями занимает настоящий Человек, который растет, учится ходить и... чувствовать. Почувствовав одиночество, он начинает мучаться от нехватки рядом живой человеческой души. Тогда-то в раю и появляется Ева (Оксана Глушкова). Женщина всегда остается женщиной: от дождя она спасается с помощью зонта, адресок рая аккуратно сверяет «по бумажке», вместо того чтобы перелезать через райский забор, находит в нем калитку... Да и к самому знакомству с Адамом она подходит проще, чем это делают мужчины. Дальше в спектакле целомудренная пауза. Но в финале на поклон Адам и Ева выходят со свертком — новым Человеком. Ангелы в ужасе: неужели все начнется сначала?..

Почему такой подробный рассказ о спектакле? Потому, что у него отсутствует драматургическая основа. «Начало» — режиссерская идея в чистом виде, поддержанная работой художников Николая Слободяника и Марии Лукки и музыкальным оформлением Владимира Бычковского. Слов в спектакле — минимум, которым действительно может обойтись ребенок: все решает движение, пластика, мимика. Но при этом чудо, совершенное режиссером Натальей Лапиной, заключается именно в режиссерском, а не актерском рисунке спектакля. В лучших традициях ТЮЗа зрелище «безвозрастное»: его с одинаковым удовольствием и пониманием смотрят и дети, и взрослые. Причем смеются все. Смех становится объединяющим началом «Начала». Вот и не верь после этого в хорошие приметы...

Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ
Газета Московский Комсомолец в Питере №51/100 за 22-12-2004

МК в Питере

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100