Lifestyle, новости культуры

Фаза быстрого сна

09:02:15, 19 января 2005
Фаза быстрого сна

Давным-давно, году еще в 91-м, советский центральный телеканал по ночам вдруг начал крутить европейскую двадцатку MTV. "Взгляд в форточку" на мировой шоу-бизнес оставил в памяти еще совсем юного в то время автора этой статьи несколько артистов – Ким Эпплби, Enigma, London beat… Но больше всего понравился клип, в котором конвульсивно дергающий руками лысый человечек пел что-то про "лузинг май релиджн", летела на пол кринка с молоком и какому-то несчастному засовывали палец в ужасную рану в боку.

Песня с аккомпанементом мандолины и щемящей мелодией была очень даже хороша. Для пятиклассника из Ленинграда это было чем-то вроде культурного шока. Группа называлась непонятно – R.E.M. Довольно скоро форточка в мир превратилась в широко открытые шлюзы, музыка хлынула потоком. Стало известно, что название чудаков из Америки расшифровывается как "rapid eye movement" – движение глаз во время фазы "быстрого сна", а лысого человечка зовут Майкл Стайп…

Наверное, в этот раз шока не будет. Свой первый визит в Россию R.E.M. нанесут, приближаясь уже к своему серебряному юбилею – возраст, что и говорить, почтенный для любой группы. Однако похоже, что двадцать пять лет для нынешних R.E.M. – почти старость. Бурная молодость и уверенная зрелость, видимо, уже позади. Еще в 1983 году компания молодых американцев после четырех лет концертов по клубам и заброшенным церквухам записала свой первый альбом Murmur, моментально сделавший их лидерами штатовской альтернативной сцены. Последующие работы только укрепляли их позиции: радиостанции колледжей без остановки крутили песни с интеллигентными текстами, в которых фолкмотивы южных штатов переплетались с рок-музыкой. R.E.M. тогда прочили в американские The Smiths. Вскоре после того, как лучшая английская независимая группа 80-х развалилась, лучшая американская независимая группа таковой быть перестала.

R.E.M. вышли в мировые звезды, только прописавшись на лэйбле Warner. Абсолютный успех пришел с альбомом Out of Time (1991) – Losing My Religion, миллионы проданных дисков, "Грэмми". Постепенно звук R.E.M. становился все более узнаваемым, меланхолические интонации в голосе Майкла Стайпа привычными. В 96-м сумма нового контракта с Warner достигла 80 миллионов долларов. Альбомы, выпущенные с тех пор, воспринимаются уже как должное, причем эксперименты, как в случае с Up (1998) не приветствуются. Наступило если не угасание, то нечто вроде стагнации, преодолеть которую не удалось даже после выхода вполне приличного Reveal (2001). Around The Sun, изданный этой осенью, показал нам группу, твердо стоящую на завоеванных позициях и не особенно собирающуюся двигаться. Две-три хорошие вещи и электронное бурчание вдобавок к уже привычно-неспешным песням под гитару не в силах компенсировать видимое отсутствие новых идей. Правда, R.E.M. они, возможно, и не нужны. Майкл Стайп, Питер Бак и Майк Миллз – честные работяги. Мы их любим просто за то, что они уже сделали, и надо надеяться, еще сделают – не сейчас, так потом. Наверняка на концерте они сыграют Losing My Religion, и все эти неувязки покажутся нам незначительными.

27.01 (19:00) Ледовый дворец

Макс Хаген

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100