Lifestyle, новости культуры

"Рэй"

09:01:49, 20 января 2005
"Рэй"

(Ray)
биографический
Реж. – Тэйлор Хэкфорд
В ролях: Джейми Фокс, Кэрри Вашингтон, Реджина Кинг, Клифтон Пауэлл
США, 2004, 150 мин.

Если бы не сомнительность каламбура, фильм мог бы пойти в российском прокате под названием "Луч света в темном царстве". Это история великого слепого музыканта и крестного отца афроамериканской эстрады Рэя Чарльза, имя которого переводится как "луч". Компенсация неизлечимого недуга превратила его жизнь в готовый "роман самовоспитания", над экранизацией которого Тэйлор Хэкфорд трудился 15 лет. Известный такими взвешенными и качественными работами, как "Долорес Клейборн" и "Адвокат дьявола", режиссер безупречно вжился в материал, в соответствии с канонами биографической драмы, основательно забытыми в суете переоценок. Хэкфорд довел свое глубокое бурение до конца, и результат стоит трудов: образцово масштабный эпик сделан с тем же шиком, что и лучшие клипы главного героя музыки "соул".

Эффект личного присутствия усиливается тем, что его зрячими руками сыграна почти вся музыка, звучащая за кадром. А ее здесь, как нетрудно догадаться, много. Хэкфорд красиво показал лабораторию великого музыканта, его движение от стиля к стилю и их неустанное смешение в поисках нужного звука. Чарльз размашисто переходил от благочинного "черного" госпела к почти чужому "белому" кантри, от корневого блюза к прирученному оркестровому джазу, неизменно лакируя их с поистине уникальным вкусом к поп-стандартам. Это качество стоит дорого не только в переносном смысле. Возможно, участие самого Чарльза в подготовке своего жития позволило Фоксу не только классно сымитировать поединок с инструментом и муки творчества, но и воссоздать противоречивость "великой личности".

Путь к успеху – это череда взлетов и падений. Проблемы с женщинами и героином создают классический образ поп-идола в той же степени, что и его музыкальные достижения. Схематизм неизбежен, но ничего другого избранный жанр и не предполагает. Смерть младшего брата, потеря зрения в семилетнем возрасте, учеба в школе для слепых, раннее сиротство, – авторы фильма тасуют тертую фрейдистскую колоду, чтобы мотивировать жизненные перипетии своего героя. Но такое кино смотрят из любви к музыке, а не к психологии. Тоже, кстати, популярной.

Ян Левченко

В кинотеатрах с 27.01

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100