Lifestyle, новости культуры

"Футуризм. Новеченто. Абстракция. Итальянское искусство XX века"

22:20:05, 30 января 2005
"Футуризм. Новеченто. Абстракция. Итальянское искусство XX века"

Современное искусство занимает в Италии странное место. С одной стороны, раз в два года проходит знаменитая Венецианская биеннале, которая расставляет всему миру оценки. С другой стороны, приезжающим в Италию со всего мира туристам и так есть что посмотреть в благодатном краю, где каждая деревушка имеет в запасе несколько домиков XV века и роспись деревенской церкви, выполненную каким-нибудь мастером Треченто-Кватроченто, и так далее.

Современное искусство здесь не запрещали и не преследовали ни при каких режимах, но, за неимением собственных Ротшильдов и Гуггенхаймов, не субсидировали с невиданной щедростью и не коллекционировали с подлинной страстью. Существовало оно себе в окружении старинных палаццо и античных руин, участвовало потихоньку в мировом художественном процессе, посылая время от времени своих верных сынов то в Париж – дружить с Пикассо и Леже, то в Нью-Йорк…

Музеи современного искусства образовались здесь сравнительно недавно. Один, как и положено, в столице. Другой – в небольшом городке Роверетто на севере страны, в известном курортном местечке на берегу живописного озера. Здесь стараются найти достойное применение оседающим деньгам. В результате в Роверетто проводят престижные международные соревнования по скалолазанию, музыкальные и театральные фестивали и на Музей современного искусства возлагают самые серьезные надежды.

Выставка в Николаевском зале, основу которой составили коллекции музея Роверетто, должна открыть российскому зрителю подлинные истоки итальянского современного искусства. В сущности, это история итальянского модернизма, и представлена она самыми яркими направлениями и самыми громкими именами: Марино Марини, Джорджо Моранди, Массимо Кампильи, Джорджо Де Кирико, Артуро Мартини. Причем история эта нам, петербуржцам, знакома до слез. Ближайшие соратники наших бурлюков, итальянские футуристы Карло Кара, Джино Северини, Умберто Боччони отчетливо сформулировали принципы искусства будущего на рубеже 1900–1910-х годов. Через эту романтическую школу авангарда прошли в молодости едва ли не все выдающиеся мастера итальянского искусства. А их противники – ревнители классических традиций – чуть было не основали общеитальянский Союз художников. Союза не получилось, потому что деление на региональные группы – вроде миланской "Корренте" с молодым Ренато Гуттузо – оказалось сильнее общих убеждений. Ведь настоящие итальянцы до сих пор не уверены в том, что королю Виктору Эммануилу III удалось объединить страну, и предпочитают именовать себя миланцами, туринцами и флорентийцами.

Историческое прошлое до сих пор имеет власть над жителями Апеннин. Чувство стиля и традиции римского форума здесь знакомы каждому. В разгар развернувшейся в СССР и Германии борьбы с "искусством дегенератов" (так идеологи национал-социализма называли абстракцию) скульптор Бертелли создал отвлеченный бюст Муссолини. Репрессий не последовало. В итоге сформировалось вполне приличное национальное современное искусство, счастливо избежавшее комплексов.

Любовь Бакст

С 4.02 Эрмитаж

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100