Lifestyle, новости культуры

"Тридцать лет нидерландского видеоискусства"

22:20:08, 30 января 2005
"Тридцать лет нидерландского видеоискусства"

Самое старое из новых арт-медиа давно уже обзавелось чертами респектабельного искусства (продается галереями, выставляется в музеях, изучается и пропагандируется специальными институтами), но при этом ухитряется сохранять первооткрывательский энтузиазм и дарить зрителям ощущение участия в приключении. Один из самых старых и богатых архивов европейского видео, Нидерландский институт Медиа искусств Монтевидео, отпраздновал свое 25-летие, а заодно и 30-летие самой ранней в коллекции работы крупным выставочным проектом – ретроспективой голландского видео от рождения до наших дней.

Среди авторов много иностранных художников, поскольку Нидерланды долгое время были "парником" и "рассадником" новых форм в искусстве – благодаря государственным субсидиям и традиционной терпимости. Когда проектом заинтересовались русские кураторы, он стал передвижным. Голландцы придумали интересный способ классификации выбранных произведений по четырем темам и остроумный способ показа, названный ими video-jukebox ("видеоавтомат").

Усвоив несложные правила навигации в компьютерной базе "автомата", зритель сможет сам выстроить программу своего знакомства с коллекцией. Есть и сюрпризы – видеоинсталляции, в которых изображение обращается непосредственно к зрителю или он сам попадает внутрь изображения.

Одной из самых интересных тем стала "Медиа специфика" – видеоразмышления о возможностях видео, авторефлексия искусства, нащупывающего собственные границы. Пример – 6-минутная видеоабстракция первого голландского видеохудожника Ливинуса "Муар и Перкуссия VI" (1975), где визуальный образ следует за музыкой. В этот же раздел могли бы попасть и многие работы, отнесенные кураторами к разделу "Регистрация". Это видеофиксации перформансов и хэппенингов, в которых новое средство искусства не только "консервирует" утекшее время, но и становится идеальной рамкой для события, кое только на экране обретает законченность и определенность. Питер Энгелс в 3-минутном "видеотриптихе" "Энгелс курит свою подпись, подписывает вселенную" (1972) создает арт-событие из абсурдной псевдоритуальной акции. А Маринус Бузем просто дышит в кинескоп, исчезая в дымке, затягивающей экран, и снова появляясь по мере ее испарения (1971).

Присвоив средства и приемы других видов искусства, видео принимается их пародировать и комментировать. Такие работы кураторы проекта отнесли к разряду "Средства массовой коммуникации". Здесь есть и видеотеатр, как в "Потопе" Яапа Дрюпстеена (1985), где над водами парят три старых актера, вместе изображающие Бога, и видеопоэзия, как у Эдди Д., и видеоколлажи из телесериалов, как у Петера Богерса.

Работы из раздела "Нарратив" по своей природе приближаются к кино. Им требуется значительно больше времени, и если среди "регистраций" можно найти 1-минутный видеоскетч ("Видение" Ивонны Урлеманс, 1982), то здесь мы обнаружим получасовые истории с "настоящим" развивающимся сюжетом. Трудолюбивые питерские кураторы из ГЦСИ приготовили бонусы для местных ценителей видео – два показа в Доме Кино: ретроспектива классиков мирового видео из собрания Монтевидео и избранный голландский видеоарт последних лет, а также показ работ Эдди Д. в витринах Interactiv’а.

Дарья Агапова

Музей Анны Ахматовой 11.02 – 10.03

Видеопоказы в Доме Кино: 7.02 и 8.02 в 19:00

Видеопоказ в витринах магазина Interactiv на Малой Садовой: 11.02 и 12.02, 18:00 – 23:00

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100