Lifestyle, новости культуры

«Колокольный звон» в Русском музее

14:52:26, 14 марта 2005
«Колокольный звон» в Русском музее
18 марта в Академических залах Михайловского дворца Государственного Русского музея состоится концерт «Колокольный звон» из цикла абонемента «Русское искусство и музыка XV-XX веков».
От столетия к столетию, от страны к стране, из поколения в поколение передавалось и обогащалось искусство колокольного звона. Звуки колокола сопровождали жизнь человека от рождения до смерти. Они размеряли течение дней, оповещали о грозящем стихийном бедствии и приближении врага, встречали торжественным звоном победителей, сообщали о важных государственных или местных событиях. В России с ее необъятными просторами и значительной удаленностью селений друг от друга была острая необходимость в таком инструменте, который мог бы быстро оповестить людей. Поэтому-то на Руси и стремились отливать крупные колокола («Царь-колокол» в Московском Кремле весит более 200 тонн).
Искусство литья колоколов в России известно с X века. Впервые о колоколах упоминается в летописи 988 года. В середине XI столетия колокола были установлены при храме Святой Софии в Новгороде, при Десятинной и Ирининской церквах в Киеве. Для них специально строили колокольни и звонницы.
Показательно, что колокольный звон развивался на Руси исключительно как вид народного творчества, как своеобразный музыкальный эпос нашего народа, неразрывно связанный с древнерусским певческим искусством. В художественные богатства звонов свой вклад внесли и русская частушка и ритмы русской пляски. Колокольный звон был положен на ноты А.А.Израилевым в 70-ые гг. XIX века.
Любовь русского народа к колокольному звону проявилась в большом количестве народных песен, ему посвященных. «Вечерний звон» - тема, широко используемая многими поэтами и музыкантами, стала поистине народной.
В творчестве многих русских писателей и поэтов мы часто встречаем упоминание о колокольчиках. Колокольчик – инструмент, звон которого первоначально имел ритуальный характер оберега против злых духов и нечисти, позже к этому добавились сигнальная и информационная функции. Русская народная песня «Над полями да над чистыми» напоминает нам звон колокольчика, подвешенного под дугой знаменитой тройки. В России обычай вешать колокольчик под дугу упряжи появился в первой половине XVIII века в почтовых и курьерских тройках. Мастера, отливавшие колокольчики, украшали их изображениями разных символов, знаков, эмблем, гербов, а также снабжали их надписями различного содержания.
Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских композиторов, становясь олицетворением России. В 1874 году композитор М. Мусоргский создает сюиту «Картинки с выставки» и заключает ее пьесой былинного характера – «Богатырские ворота в Киеве», где колокольные звоны звучат как гимн и слава Русской земле.
Многие композиторы вспоминают конкретные яркие слуховые впечатления детства. Так, в 1913 году С.Рахманинов написал грандиозное вокально-симфоническое произведение – поэму «Колокола» на стихи Эдгара По в переводе К.Бальмонта. Музыкальное произведение, написанное накануне I Мировой войны, отразило ощущение приближавшейся грозы, воссоздало мир национальной старины – «симфонию» русских колокольных звонов.
Музыкальные традиции колокольного звона, во всем их величии и разнообразии, свидетельствуют о ценности нашего самобытного культурного наследия и его уникальности.
В программе концерта исполнение студентами, выпускниками и преподавателями Санкт-Петербургской Государственной консерваторией имени Н.А.Римского-Корсакова произведений Ференца Листа, Модеста Мусоргского, Сергея Рахманинова, Анатолия Лядова и др.

источник: Пресс-служба ГРМ

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100