Lifestyle, новости культуры

Новая весна

02:00:01, 16 апреля 2005
Новая весна

Балет Стравинского "Пульчинелла" (1921) – с точки зрения истории музыки вещь настолько же этапная, как "Весна священная", поставленная Дягилевым за семь лет до того. То есть неизвестно, что больше повлияло на композиторов, шедших следом. В "Весне" Стравинский обрушил на изумленных слушателей водопад новизны. Балетные сцены "Пульчинеллы" обладают новизной менее очевидной. Это первый постмодернистский демарш: Стравинский пересочинил музыку, как он думал, Джованни Батисты Перголези (на самом деле итальянец и сам заимствовал ее у голландского композитора-любителя графа Ван Вассенара): приписал новые терпкие гармонии и голоса, переоркестровал, скомпоновал по-своему. И через эти процедуры, нехитрые лишь напервый взгляд, открыл эпоху неоклассицизма.

Балет Прокофьева "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1915–1920) наполнен гротеском и русской буффонадой, бессмысленной и беспощадной. Молодой и колючий, он по эстетике близок "Весне священной" – хоть ранее Прокофьев и опередил Стравинского-неоклассициста своей Классической симфонией. Почему-то между этими вещами, отлично диссонирующими между собой, встрял Пятый скрипичный концерт Моцарта. Может, потому, что юная скрипачка Екатерина Фролова проходит по разряду "наше будущее", а Филармония тем самым хоть немного уподобляется Дягилеву, искавшему новые имена, – правда, не исполнительские, а композиторские.

Музыка "Русских сезонов" Дягилева

24.04 Большой зал Филармонии

Борис Филановский

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100