Lifestyle, новости культуры

Владимир Издебский в Русском музее

17:03:26, 20 апреля 2005
21 апреля в корпусе Бенуа открывается выставка произведений Владимира Издебского, известного в начале ХХ века своими «салонами», которые проложили дорогу к мировой славе многим русским художникам-новаторам. Издебский был не только умелым импресарио, но и оригинальным скульптором и живописцем. Выставка Русского музея возвращает зрителям творчество художника мирового значения, на многие десятилетия забытого в родной стране. На выставке демонстрируются 34 скульптуры, 13 живописных полотен и 52 графических произведения. Часть композиций представлена в гипсовых и бронзовых вариантах, часть сопровождается графическими эскизами.
Владимир Алексеевич Издебский родился в Киеве 22 мая 1882 года (по старому стилю). У него были аристократические польские корни со стороны родителей отца, поэтому семья, участвовавшая в восстании против царских властей, оказалась в ссылке на Украине. Издебский начал изучать скульптуру с частным преподавателем, еще мальчиком, посещал частную художественную школу в Одессе, а в 1897 году, он стал студентом-скульптором в Обществе изящных искусств в Одессе и уже в 1898 году принимал участие в студенческой выставке двумя скульптурами, «Солон» и «Купидон».
Диплом об окончании школы он получил в 1904 г. Однако, Одесская школа была привержена главным образом передвижникам. Потому представление о современном искусстве Издебский получил в Мюнхене, где бывшие русские студенты, Кандинский, Явленский и Веревкина были частью артистической жизни города. Закончив свое обучение в Одессе, Издебский продолжал жить в доме с матерью и занимался скульптурой. Во время погромов 1905 года, участвовал в помощи раненым и был арестован по политической неблагонадежности. Около года провел в тюрьме, а затем был отправлен в ссылку, и только благодаря усилиям влиятельного друга семьи, ему разрешили уехать на Запад. Познакомившись в Женеве с одним из основателей партии социал-революционеров, Осипом Минором, Издебский вступил в члены партии эсеров. Это членство стало краеугольным камнем его убеждений и открытая приверженность Издебского искусству удвоилась его приверженностью к политике. Переехав в Париж, он сближается с Огюстом Роденом, посещает ряд частных школ.
Издебскому разрешили вернуться в Россию в конце 1908 года. К этому времени у него были связи с русским искусством, он выставлялся в Санкт-Петербурге в 1909 году, в «Салоне Маковского» и в Одессе, а также на Западе, - в Париже и Мюнхене. Работая в 1905–1909 в Мюнхене, Издебский сблизился с кружком Кандинского и стал одним из учредителей «Нового общества художников». Сначала у него появилась идея представить одесской публике последние направления в искусстве, которые начали применять некоторые русские художники того времени, но постепенно планы его трансформировались в интернациональную выставку. Размах ее был беспрецедентным в России и тем более в Одессе. Включение новейших художественных течений было тогда таким новшеством, что во время всего периода подготовки выставки, городские газеты держали публику в состоянии ожидания каждой новой информации.
Выставка была открыта с декабря 1909 года по январь 1910. Было показано свыше 700 произведений ста пятидесяти мастеров от реалистов и импрессионистов до фовистов и кубистов. Русские художники показывались отдельно от европейских. Среди последних были французские художники парижской школы, члены немецкой мюнхенской группы «Новая художественная ассоциация», несколько итальянцев и представителей других национальностей. Показу экспонатов сопутствовали лекции, поясняющие основы современного искусства, литературы, музыки, были даны концерты современной музыки. Затем выставка переехала в Ригу, в Киев, а потом в Петербург. Александр Бенуа приветствовал Салон Издебского за возможность впервые увидеть новейшие течения западного и русского искусства. Противники же Салона (среди них - Илья Репин) были настроены столь яростно, что устраивали публичные скандалы.
Русская секция Салона включала работы приблизительно 120 художников. Представлены были члены общества «Мир искусства», Союза русских художников, а также многие русские художники, жившие за границей. Наиболее положительные отклики получили члены мюнхенской группы: В. Бехтеев, В.Кандинский, А.Явленский, М.Веревкина. Отмечались прессой также братья Бурлюки, А. Экстер, А. Лентулов, И. Машков и М. Матюшин. Эти художники показывали свои работы в Одессе и Киеве. В Петербурге к ним присоединились Н. Гончарова, Н. Кульбин, М.Ларионов и К.Петров-Водкин. Скульптуру на выставке представляли Г.Глитценштайн, М.Коган, П. Зелманов и сам организатор выставки. Пресса высоко оценила работы Издебского. «Умение схватить сущность духовного лица изображаемого оригинала за ним, – писалось в одной из рецензий, - Это уменье в особенности ценно по легкой и меткой хватке психологической сущности, сжатой и сконцентрированной, по какой-то жадной манере выражать все одним штрихом, одной чертой, создавать намеком историю, легенду, целый рассказ».
Не менее значительной оказалась и выставка «2-го Салона» (Одесса – Николаев – Херсон), открывшаяся через семь месяцев после закрытия первого. На выставке было показано 440 работ художников из России и Германии (Мюнхена) и около шестидесяти произведений Василия Кандинского. (В сущности Издебский и открыл Кандинского для широкой публики). В этом Салоне подчеркивалось главным образом существование новых идей русских художников, исходящих из Парижа, Мюнхена или самой России. В выставке приняли участие приверженцы новых тенденций, которые уже показывались в первом Салоне: Д. Бурлюк, А.Экстер, Н.Кульбин, А.Лентулов. Среди новых художников были Р. Фальк, В. Татлин и Г. Якулов. Особенно важным аспектом этого Салона был каталог - документ, содержащий исследование значения модернизма в различных видах искусства. Однако, Издебский все-таки не смог снискать себе дягилевской славы в качестве импресарио, и в материальном плане Салоны оказались для него убыточными.
Интересы Владимира Издебского не ограничивались только одним видом искусства. Он много читал, в особенности русскую литературу, имел немало друзей среди писателей. Важным для себя считал театр, во всех его формах, от цирка до оперы и Шекспира. В 1910 году он стал одним из основателей маленького импровизированного кабаре в Одессе – «Зеленый попугай». В начале 1913 года он вновь вступил в партнерство – с живописцем Михаилом Гершенфельдом, чтобы создать драматический театр. Новое предприятие также не было успешным и ввергло Издебского в долги. Он покинул Одессу и вернулся в Париж.
Профессиональный скульптор, Владимир Издебский начал экспонировать свои произведения уже с 1898 года. Но первая мировая война и последовавший за ней большевизм нанесли сокрушительные удары по мировоззрению Владимира Издебского и привели к перерыву в его художественной карьере с 1925 года.
В Париже Издебский пустил глубокие корни в среде художественной богемы Монпарнаса и способствовал созданию среди художников и интеллигенции интернациональной среды. Издебский стремился сплотить тех, кто шел по пути авангардных поисков. Главные связи, конечно, были с русской колонией. Друзьями Издебского были скульпторы Архипенко, Бранкузи, Лоренс и Липшиц и живописец Пикассо. В Париже Издебский возобновил дружбу с русскими художниками Экстер и Федером. Он выставлялся в Париже и Лондоне, принимал активное участие в известных ежегодных балах, организованных объединением русских художников. Ему удалось создать студию рисунков для ткани, которая вскоре стала считаться одной из лучших в Париже, но развитие ее было прервано войной. Спасаясь от немецкой оккупации, Издебские в 1940 году уехали из Парижа, а 1941 году поселились в Нью-Йорке.
Владимир Издебский вновь вернулся к творчеству в 1942 году: обратившись к скульптуре, он создал большое количество гипсовых композиций, работая над несколькими темами сразу. Его фигуративные и одновременно отвлеченные от реальности скульптуры – свидетельство удивительно ясного понимания пластической формы. Издебский переделывал также некоторые свои ранние объекты, был полон желания созидать, и это чувство сохранил до самой смерти. Многое из его работ исчезло по причине хрупкости материала, главным образом гипса. Скульптор всегда надеялся на то, что эти легко ломающиеся формы превратятся в твердую бронзу, но оказался в состоянии осуществить литье только одной работы – первой в серии «Птицы“. До наших дней дошла лишь малая часть его наследия. Не сохранились и многие произведения 1940-1960-х годов. Только в 2001 году – по заказу Русского музея - были отлиты 20 композиций.
Помимо скульптуры, Издебский, особеннно в последние годы жизни, увлеченно работал как живописец и график. Его рисунки к скульптуре и разработки для текстиля воспринимаются как станковые произведения, а красочные холсты с гипсовыми вставками – пример необычного соединения техники масляной живописи и рельефа. В Лонг-Бич прошли две персональные выставки Издебского, во время открытия второй - 14 августа 1965 года, за 6 дней до смерти, ему было 83 года.
Произведения Владимира Издебского, впервые столь полно представленные на выставке – часть щедрого дара Г.В.Издебской-Причард, дочери скульптора, передавшей Русскому музею около 200 скульптур, рисунков, живописных рельефов своего отца. Выставка Русского музея демонстрирует весь спектр художественного творчества скульптора, живописца и графика, показывая всю глубину и все направления его исканий.

источник: Пресс-служба ГРМ

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100