Lifestyle, новости культуры

Пиф-паф № 4

19:38:02, 23 апреля 2005
Пиф-паф № 4

Один концерт добропорядочный, один подозрительный. Как всегда, композиторам за 9 месяцев до игр были предложены "темы для сочинения". В прошлые годы писали музыку к картине Филонова, перепевали "старые оперы на новый лад", сочиняли музыку к воображемому балету на античный сюжет и озвучили дадистские стихи. На этот раз темы таковы: "Элементы. eNsemble со стихиями" –праэлементами для музыки могут оказаться самые разные физические и художественные явления; "Ничего святого. eNsemble имеет традиции" в полемической форме предлагает выявить нищету филармонической традиции с ее сомнительным культом прекрасного. Например, среди использованных в этой номинации текстов – слова, полученные с помощью генератора случайных слов, и компьютерно обработанный поток сознания агонизирующего гангстера.

Идея Пифийских игр – столкнуть композиторов, как правило, избегающих прямого соперничества на общем смысловом поле. Они поспорят как в мастерстве, так и в парадоксальности трактовки темы. Все исполняется впервые и анонимно. Публика терпеливо выслушивает и мстительно опускает бюллетени в нарядные корзиночки – в кои-то веки от нее что-то зависит!

За что боролись

Сама идея артистического соревнования идет из эпохи, не знавшей "искусства". По крайней мере искусства как индивидуального делания нового. Античные состязания, очевидно, были основаны на воспроизведении канона – поэтического, музыкального, сюжетного. В новое время, когда появились буржуазные концертные залы, соревновательность перестала быть художественной и стала социальной. Бились за публику и меценатов. В это же время специальности композитора и исполнителя, неразделимые еще в эпоху барокко (кто что сочинял, тот то и исполнял), понемногу обособлялись. В итоге соревновательность осталась уделом виртуозов. Именно она сегодня преобладает: исполнители силятся пробиться на сцену через мелкое сито конкурсов, на которых цветет музыкальная мафия. Композиторы же скромно стоят в сторонке, хотя конкуренции и среди них хватает.

Как это делалось в Греции

Дельфийские игры были посвящены оракулу Аполлона в Дельфах. Перед ним состязались кифареды – сказители мифов под кифару, актеры, авлеты (предки гобоистов). Сам Аполлон тоже любил посостязаться. Так, его вызвал на поединок сатир (т. е. полукозел) Марсий, игравший на флейте Пана (предке губной гармошки). Вообще игра на духовых считалась более низким искусством, нежели игра на струнных. У духовика Марсия не было шансов против Аполлоновой лиры. Завмуз выиграл (а судьи кто?) и содрал с Марсия кожу.

Что сегодня

В первозданном виде Дельфийские игры пытались возродить в 1927–28 годах в Греции, но, как водится, недостало денег. Теперь греки предприняли вторую попытку: летом 2005-го в Дельфах пройдут игры, которые начнутся с представления "Прикованного Прометея" Эсхила. В 1996-м что-то вроде Дельфийских игр пытались организовать и в России: номинации простирались от народного танца до веб-дизайна, а география – от Саратова до Архангельска. Были казенные деньги, патронат правительства и даже благословение РПЦ. Что стало с "русскими Дельфами" потом – не ясно. А лет пять назад Сергей Слонимский написал симфонию "Аполлон и Марсий", в которой арфа при попустительстве оркестра разделывает флейту.

"Пифийские игры" 26–28 апреля Парадный зал Центрального музея связи

Борис Филановский

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100