Lifestyle, новости культуры

"Россия – Норвегия. Сквозь века и границы"

19:40:03, 23 апреля 2005
"Россия – Норвегия. Сквозь века и границы"

Патронат президента Путина и Его Величества короля Норвегии Харальда V, огромное количество участников и марафонская длина исторической дистанции – с VIII века до наших дней – все вселяло недоверие к помпезному проекту из серии "все о слонах". Мерещились кошмары в виде аляповатых инсталляций, супердорогих витрин с плохими копиями, путаных этикеток и прочих свидетельств бездарно потраченных астрономических сумм.

Опасения оправдались только отчасти. Сокровищ здесь множество. Правда, соотносить между собой, аранжировать и комментировать их зрителям придется самостоятельно. Здесь тряхнуло стариной (т.е. фондами) 700 (!) музеев – по 350 с норвежской и русской стороны: государственных, корпоративных, частных, исторических, археологических, этнографических, художественных, театральных, литературных и краеведческих...

Но если начать действительно честно все рассматривать, то в лучших эрмитажных традициях "музей-убийца" доведет вас до полного истощения. Ископаемые браслеты и деревянные идолы; письмо Троцкого и ботиночки Коллонтай; вышибающие скупую слезу самодельные игрушки, подаренные советскими военнопленными норвежским детям; настоящая промысловая поморская одежда (хит сезона – восьмилучевые звезды на вязаной "норвецке"); макеты декораций спектаклей по Гамсуну и Ибсену; подлинники Эдварда Мунка и видеофильмы о современной Норвегии; королевские лыжи и платья балерин.

Имперский масштаб замысла несколько разбавляется использованием "простых человеческих историй": вещи часто собраны по принципу принадлежности одному человеку или одной семье. И это интересно. Ведь личное чувство можно испытывать только к конкретному человеку, хоть истории и нет особой разницы, какой норвежской семье принадлежали русские чашки XVIII века и что за моряк писал от руки норвежско-русский разговорник.

Есть один способ оценить профессионализм музейного мероприятия. Нужно обратить внимание на две вещи, не сразу заметные. Первая – это вид кураторов сразу после открытия, а вторая – количество и качество этикеток. Тест этот был пройден фифти-фифти. Музейщики уже утром первого дня работы выставки бодро бегали по экспозиции, демонстрируя здравый ум, трезвую память и готовность к новым свершениям. Разве что немного нервно реагировали на замечания по поводу нечитаемых этикеток, из-за которых подробные комментарии оказались напрасными.

Ксения Кочкина

До конца года Российский этнографический музей

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100