Lifestyle, новости культуры

Игорь Межерицкий "Цветы и насекомые"

19:40:09, 23 апреля 2005
Игорь Межерицкий "Цветы и насекомые"

Ни бомжей с алкоголиками, ни эрегированных пенисов, ни коров. "Цветы и насекомые" Игоря Межерицкого", – читаю в анонсе и глазам не верю. Как же это: Межерицкий, любитель эпатажа, глашатай антиэстетизма и антиэлитаризма, создатель брутальной живописи – и вдруг радужные подсолнухи с веселыми букашками?! Притом не одна-две картинки, а целая серия работ. Ренегатство? Уклонизм? Похоже, причина в другом. Межерицкий – маргинал в полном смысле слова, то есть плевать ему на то, что о нем думают окружающие, он всегда делает только то, что взбредет в голову. К примеру, в начале 1990-х, когда в моду вошел наигранно-томный неоакадемизм с его культом прекрасного, Межерицкий сделал ход конем – создал совместно с Дмитрием Алексеевым "Центр Тяжелова Изкуства". Название весьма показательное: "пишется, как слышится" – главный принцип объединения – нет редактированию и внутренней цензуре. Оттого картины Межерицкого грубы, жестки, пошлы. Но это не стоит ставить ему в вину. Художник – лишь ретранслятор действительности, он молниеносно реагирует на окружающую "чернуху" и изображает ее в гипертрофированных формах. Герои почти всех работ Межерицкого – оскалившиеся люди-угольники, которые гогочут, дерутся, пьют, испражняются, совокупляются с коровами. Картины Межерицкого сравнивают с живописью Жана Дебюффе и в целом с направлением "ар брют", а также с мультиками "Бивис и Баттхед", что, конечно, не лишено смысла. Впрочем, корни его творчества можно искать поближе – в народном искусстве. И вовсе не в том, официальном, оскопленном цензурой, а в аутентичном, от сохи, с потом и матом.

Межерицкий пишет так, что щепки летят. Его персонажи корявы, грубы, неотесанны. Они обведены черным контуром, что делает их похожими на мультипликационных героев. У художника почти детский подход к колориту – чем ярче и веселее цвет, тем лучше. Формально серия "Цветы и насекомые" – классический Межерицкий. Большие цветовые плоскости, черные контуры, угловатый рисунок, грубые геометрические формы. Но тема новая. Цветы и букашки, сосуществующие в прекрасной декоративной гармонии, – чем не иллюстрации к сказкам Корнея Ивановича. Быть может, это плодотворное влияние весны, быть может, ему просто надоели квадратные зубастые недочеловеки, нового чего-то захотелось, сочного. Художники-маргиналы ведь тоже могут быть лиричными и пушистыми.

Ольга Хорошилова

С 28.04 Галерея "КвадраТ"

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100