Lifestyle, новости культуры

«Путь К Победе»

17:48:12, 28 апреля 2005
«Путь К Победе»
28 апреля в корпусе Бенуа Государственного Русского Музея открывается выставка «Путь к Победе», посвященная 60-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Она составлена из работ художников, бывших не только свидетелями, но и участниками ежедневных трудовых и ратных дел Великой Отечественной. На выставке представлено более 200 произведений живописи, графики, скульптуры из собраний Русского музея.

Собрание военных произведений, включенных в экспозицию, складывалось в Русском музее постепенно. Начало ему было положено еще в 1942 году, после известной выставки «работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны».

Последнее приобретение живописи, графики и скульптуры в большом объеме состоялось после выставки 1984 года, посвященной сорокалетию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады, Двадцать лет назад еще были живы многие художники-защитники города, в их мастерских отбирались произведения, созданные в годы войны. Это были наброски в блокнотах, с зарисовками кратких моментов фронтового затишья; рисунки, созданные в городской квартире под бомбежкой. В небольших по формату, потертых, часто не подписанных, листах навсегда сохранился трагический “шум времени“, подлинное свидетельство человека, видевшего все это своими глазами. Живописные или графические произведения редко запечатлевали откровенно жестокие реальные эпизоды войны, образы изуродованных или замученных людей. Изобразительная летопись войны не приукрашивала человеческую трагедию, но, прежде всего, в лучших своих страницах отражала то достоинство, с которым люди встречали беду и старались с ней справиться. Именно в искусстве в самые страшные минуты художники находили духовную, нравственную опору. В 1943 году Георгий Верейский признавался: «Искусство — это моя религия. Оно выпрямляет меня, оно укрепляет меня, оно возносит меня и помогает отворачиваться от того дурного, что есть во мне, помогает идти к лучшему».
В искусстве военных лет, как и в истории, есть «парадная» версия, востребованная политическим моментом и законами пропаганды - гремящая фанфарами и победными трубами. Но есть и другая, стремившаяся не пропустить, не забыть главное: как в нечеловеческих условиях люди спасали Жизнь и побеждали. Именно она стала лейтмотивом выставки в Русском музее. Включенные в экспозицию произведения подтверждают: художник не переставал быть художником на войне.

Экспозиция, посвященная празднику, построена по классическому признаку: она заканчивается салютом. От завязки через кульминацию к развязке, в центре катарсис - бой, так задумывалась выставка. «Завязкой» тут выступает блокада Ленинграда - как образ культуры, стоящей на краю гибели. Эпизоды спасения художественных ценностей, эвакуации музеев, укрытие памятников многократно описаны в литературе. Об этих страницах истории напоминают произведения Василия Кучумова, рассказавшего о том, каким был опустевший Русский музей в 1943 году, и Веры Милютиной, создавшей графическую серию “Государственный Эрмитаж в блокаду“. Искусство блокадного Ленинграда противостояло варварству в самых трагических обстоятельствах и стало символом грядущей победы. Литографии Валентина Курдова и Алексея Пахомова, гравюры Соломона Юдовина и Павла Шиллинговского, рисунки Ивана Астапова, Николая Дормидонтова, Георгия Фитингофа, скульптуры Веры Исаевой, Всеволода Лишева, живопись Ярослава Николаева и других художников, впервые показанные на Большой земле на выставках 1942–1943 годов, потрясли зрителей своим правдивым и мужественным рассказом.

Значительную часть экспозиции занимают портреты. Это лица давно ушедших мужчин, женщин, детей. Лица «рабочих войны» - разные, незнакомые друг с другом люди, в тяжелый для страны час, разделившие общую беду. Воины — артиллеристы, летчики, разведчики, связисты, они изображены такими же солдатами: Владимиром Ветрогонским, Михаилом Копейкиным, Николаем Куликовым, Петром Луганским, Иваном Харкевичем. Медики, получившие орден Красного Знамени и запечатленные сугубо штатским художником Владимиром Конашевичем. Партизаны — герои большой серии Василия Власова. Колхозники Татарии, сутками не уходившие с полей, рядом с которыми работала Анна Кострова; работники Ленинградского фарфорового завода, вывозившие свои сокровища в далекий уральский Ирбит, среди них была автор рисунков Пелагея Шурига. Рядом со взрослыми - юные ленинградцы, награжденные медалью “За оборону Ленинграда“ (гуаши Веры Зенькович, живопись Варвары Раевской-Рутковской).

Особое место в творчестве художников военных лет занял военный пейзаж. Знакомый облик города, улицы, проселка приобретал новые качества, новый смысл. Лирический пейзаж быстро освоил язык героической метафоры и философского обобщения и в лучших произведениях обрел черты большого стиля.

Живописная гамма многих произведений построена на диссонансах, на резких созвучиях контрастных цветов. Повышенную цветность блокадной живописи позже объясняли особенностью восприятия постоянно голодного человека, его обостренным видением. С точки зрения медиков это возможно, но для художников цвет ассоциировался с жизнью, и всеми силами они боролись за живую, яркую картину мира.



PeterOut

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100