Lifestyle, новости культуры

Искусство модерна

00:56:04, 12 мая 2005
Искусство модерна

Главный штаб превратился в главную экспериментальную площадку Эрмитажа. То здесь показывают видеоарт, то выставку Анатолия Белкина, параллельно открывая новые постоянные экспозиции. Похоже, что в последнее время из Главного штаба пытаются сделать что-то вроде парижского Музея декоративно-прикладного искусства в Луврском дворце на улице Риволи. Несколько лет назад открылась выставка "Под знаком орла. Искусство ампира", превратившаяся в постоянную, теперь – "Искусство модерна". "Художник должен стать заклинателем вещей в современной обстановке", – утверждал Максимилиан Волошин. К этому сводился главный жизнестроительный пафос модерна, или "нового стиля", который создавался как оппозиция всем бывшим до него "старым". Модерн был грандиозной социально-художественной утопией. Фраза Достоевского "Красота спасет мир" легла в основу всех деклараций стиля, родившегося в эпоху разночинной интеллигенции, демократических идей и технического прогресса. Со времен Уильяма Морриса общество искренне верило в то, что прекрасный дом с продуманным интерьером и подлинно художественными вещами, с хозяйкой в "артистическом" платье рано или поздно приведет к появлению нового человека, в котором "все должно быть прекрасно". Именно поэтому пространство частной жизни сталоглавной сферой приложения сил художников.

Модерн неслучайно называли "интернациональным" стилем: идеи, образы, формы и вещи с конца XIX столетия беспрепятственно путешествовали по всему миру. В новой экспозиции Эрмитажа шпалера Уильяма Морриса соседствует с работами его французских коллег, многослойное травленое стекло Галле и братьев Дом – с изделиями американца Тиффани, а английские стулья – с продукцией известной петербургской мебельной фабрики Мельцера. В России с модерном последовательно боролись все: при его появлении – старорежимные ретрограды, затем – революционные матросы, созидатели "нового мира" и конструктивисты, потом – партийные бюрократы и искусствоведы советской школы, воспитанные на "идейном" искусстве передвижников, а под конец – шестидесятники с их нелюбовью к быту и страстью к дальним дорогам. Этим и объясняется то, что новая экспозиция занимает всего два зала – произведений модерна в Эрмитаже не так много, как хотелось бы, и среди них, увы, нет прославленных работ Ван де Вельде, Хоффмана и Мозера.

Любовь Бакст

С 18.05 Государственный Эрмитаж, Главный штаб

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100