Lifestyle, новости культуры

Александр Матвеев и его школа. Скульптура, рисунок

18:58:09, 02 июня 2005
Александр Матвеев и его школа. Скульптура, рисунок

Знакомство с выставкой можно начать с улиц нашего города. Произведение самого Александра Матвеева только одно – скульптурная группа "Октябрь" у БКЗ "Октябрьский". Но едва ли не все, что было установлено в городе в годы советской власти и сразу после, сделано если не прямыми учениками Матвеева, то последователями его школы. От ансамбля Пискаревского кладбища до памятника Достоевскому у станции метро "Владимирская". Петербургским мастерам пластики до сих пор никак не избавиться от влияния матвеевских образов. Не так давно появившаяся на набережной Фонтанки напротив цирка скульптура "Новый век", известная под именем "писающего мальчика", повторяет чуть ли не в точности композицию одной из матвеевских скульптур, но, к сожалению, не ее художественные достоинства.

У Матвеева было в общей сложности около 200 учеников. Некоторые из них очень талантливы, как, например, Аникушин. Но ни один не вырос выше учителя. Между тем самому Матвееву развернуться не дали. Он никогда не был в фаворе у власти, а в 1948-м подвергся разгромной критике Вучетича, одного из бонз соцреализма, автора киевской Родины-Матери и берлинского Воина-Освободителя. "Эстет" Матвеев был отстранен от преподавания. Ни один из его больших замыслов не был реализован. Даже группа "Октябрь" была установлена уже после смерти автора. Только серия фарфоровых фигурок, напоминавших отчасти наивные статуэтки-"голышки" частных фарфоровых заводов 1820-х – 30-х, была выпущена Ленинградским фарфоровым заводом массовым тиражом и завоевала золотую медаль на знаменитой парижской Выставке декоративного искусства в 1925 году.

Матвееву было подвластно все – и монументальные композиции из бронзы и мрамора, и мелкая пластика. Поучившись в молодости у модных скульпторов эпохи Сергея Волнухина и Паоло Трубецкого (автор конного памятника Александру III, в народе прозванного чемоданом) и поработав в керамической мастерской в Абрамцево, Матвеев отправился в Париж. И вернулся в 1907-м сложившимся "русским Маойлем". Правда, темами его первых работ были не "Средиземное море" или "Иль-де-Франс", а хрупкие фигуры мальчиков-подростков, вдохновлявшие в то время и живописцев – Петрова-Водкина и швейцарца Ходлера. Второй главной темой скульптора, преклонявшегося перед человеческим телом, стала обнаженная женская фигура. Неоклассицизм матвеевских образов вызывает в памятине античную Грецию, а русский ампир с античными храмами, окруженными березками, и модницами, одетыми в нечто среднее между туникой и сарафаном.

Любовь Бакст

На фото: скульптура Татьяны Кучкиной

С 9.06 Михайловский замок

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100