Lifestyle, новости культуры

Абсурд крепчал

16:54:05, 29 июня 2005
Абсурд крепчал
Тут у нас проходят Дни Хармса. Потому что ему сто лет в обед. Вернее, сто лет ему в декабре. А Хармс-фестиваль — сейчас. Кто ответит за это?

Моя задача необъятна. Даже абсурдна.
Рассказать про Дни Хармса в Петербурге и V Хармс-фестиваль «коротенько так» невозможно. Потому что это, во-первых, Международная научная конференция в Герценовском на три дня, и темы докладов там были такие (сужу по одному лишь перечню), что ясно: наш Даниил Иванович — достояние ученых всего мира. Во-вторых, потому что это вечер (в Музее Ахматовой 28-го) переводов стихов, пьес и прозы Хармса на разные языки, и очевидно: этот автор — достояние читателей всего мира. В-треть-их, потому что это вечер (там же 29-го) стихов Хармса и музыки Баха, Моцарта, Шопена, Сати, и понятно: его абсурд настолько гармоничен, что представляет собой классическое достояние.

Дни Хармса, устроенные Международным товариществом друзей Хармса (МЕТОДУРХом), Союзом писателей Петербурга, Педагогическим университетом имени Герцена, Фондом имени Лихачева, продлятся еще полгода. А 26 июня состоялся праздник Дома Хармса. На улице Маяковского, 11. Где Даниил Иванович прожил больше 15 лет. Вплоть до ареста 23 августа 1941 года. Это главный в мире дом Хармса.

Должны были открыть мемориальную доску.
В шесть вечера объявили начало, однако ж народ стал стекаться заранее. И видел детскую коляску с цифрой «100» над аркой, которую, говорят, покрасили к этому празднику и под ней даже замостили. Видел фотографии Андрея Чежина по стенам арки. Видел старух-ха-хармса, которые в количестве четырех штук живописными чучелами свешивались с фасада, чтобы в нужный момент, натурально, «сигануть» вниз. Видел во дворе огромный черно-белый портрет ДХ с трубкой. Живописную инсталляцию на помоечных бачках (пустых). Надпись: «ДХ. Музей» — пока фиктивную. Девушек в желтом с открытым огнем. Академика Вячеслава Иванова, профессора Михаила Мейлаха. Жителей этого дома, которые подняли руки, когда попросили поднять руки жителей этого дома. Чудного распорядителя праздника с мегафоном, одетого так, как, должно быть, одевался сам Даниил Иванович перед выходом на карниз Дома книги: в шортах, смешных ботинках и гольфах гармошкой. Очень маленький джаз-бэнд с грозным названием «Адмирал». Веселых молодых людей в оранжевых жилетках с белыми буквами на спине про (кажется) жилкомтрест Петроградского почему-то района — молодые люди были весь вечер «на арене». Собачку, которая вертелась у всех под ногами, хотя была на поводке. Милиционеров, которые перегородили улицу, чтобы никого не задавило.

И еще народ видел свои интеллигентные лица вокруг.

А потом все услышали речь. Нам сказали, что сегодня доску только откроют — то есть покажут. Но повесят и откроют не сегодня. И что это в духе литературной и прочих традиций, которые так чтит наш народ.

Тут неприметная машина в толпе с риском для близстоящих, проехала задом метра на два поближе к центру всего, и дверцы на ее корме распахнулись. Обнаружился плоский камень с надписью: «Из дома вышел человек...». Все стали приближаться, толкаться больше прежнего и фотографировать. Рядом стоящий мужчина в шляпе был представлен как скульптор Вячеслав Бухаев, который доску спроектировал. Рядом с ним стоящий мужчина с зонтом-тростью был представлен как артист Владимир Рецептер (руководитель Пушкинского театрального центра). Который сказал, что отношения к Хармсу не имеет никакого, однако ж Пушкина читать не стал. А вот сын его (Рецептера, а не Пушкина) в той самой квартире у девушки своей иной раз оставался ночевать — завершил свою речь папа Рецептер.

Потом произошел отъезд доски. Тряпочные старушки стали падать, а их внизу стали ловить. Речь сказал Михаил Карасик, который все это и многое другое в нашем городе про Хармса придумывает. И просто думает.

А потом все пошли во двор дома № 9, в котором Хармс никогда не был (впрочем, это нужно еще доказать). Мимо стеклопакетов на окнах квартиры Хармса. И мимо гипсовых ба-рельефов Ленина и Маркса на уровне третьего, кажется, этажа. Во дворе дома № 9 стояла сцена с пюпитрами и стульями для оркестра, а на балконе — артист Юрий Томошевский. Который немедленно начал читать Хармса вслух.

Да, еще при входе во двор каждому дали по бумажной белой тарелочке. Обещали кормить гречневой кашей. Но гречку, наверное, склевали птицы.

Потом маленьким, но почти симфоническим оркестром во главе с маэстро Аркадием Штейнлухтом и солистами была дана опера в четырех действиях «Четыре иллюстрации того, как новая идея огорошивает человека, к ней не подготовленного». Попросту: писателя, художника, композитора и химика доводит до кондрашки слово г... в их адрес из уст представителей пролетариата. Написал оперу Анатолий Королев. Устроила-оформила Ольга Цехновицер. Все это люди в городе Хармса очень известные.

Но не все деятели культуры прониклись духом и буквой произведения сразу. Как рассказала вашему корреспонденту одна известный музыковед (потом она вывалилась из окна), в прошлом году музыканты Заслуженного коллектива Филармонии отказались участвовать в премьере сочинения. Потому что там звучало это слово. А вот другие музыканты, частично иностранные, согласились. Наверное, они не с того конца осваивают русский язык.

Публика, собравшаяся в количестве, определить которое могут только милиция и предвыборные штабы, горячо приветствовала музыкальное сочинение. А потом — показ модной коллекции от студентов одного вуза, где этому учат, мистерию «Хай-Галай» театра «Мимигранты» в постановке Александра Плюща, группу Dadazu с ну очень охрипшим саксофоном (тут пошел дождь, но все оказались предусмотрительно вооружены разноцветными зонтами), действо «Бородатые истории» театра «Премьера» и много что еще. Вплоть до половины десятого. Не всю программу, к счастью, выполнили. Иначе стоять нам там до утра.

Был, конечно, еще страус. И дикобраз, которого все же удалось достать из зеленого железного ящика. Была детская радость детей и взрослых. Именинный торт, до смешного маленький. И воздушные шары, на которых в самом конце удалились в синее небо летающие кошки.

Доска будет открыта своевременно. Следите за нашими сообщениями.

ФОТО АВТОРА

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100