Lifestyle, новости культуры

Презрение чувств

18:36:10, 30 июня 2005
Презрение чувств
Театральный сезон в этом году сдулся, как праздничный шарик: быстро и некрасиво. Июнь не достиг еще своей середины, а в городе работают всего пять-шесть крупных театров: остальные или на гастролях, или уже в отпуске. Но тем заметнее в общем глухом молчании стала премьера Театра имени Ленсовета «Заговор чувств»...

Пьеса «Заговор чувств» не что иное, как авторский драматургический вариант знаменитого романа Юрия Олеши «Зависть». Помните, того самого, что начинается словами «По утрам он поет в клозете...»?

И роман и пьеса были написаны в далекие от нас 20-е годы прошлого века, когда на «обломках самовластья» молодая страна Советов воздвигала новые принципы, заводы и фабрики-кухни. Почему фабрики-кухни? Да потому что лозунг «Освободить женщину от быта!» казался тогда руководством к действию, а казенный обед за 25 копеек должен был стать спасательным кругом в море бытовых проблем. Во имя раскрепощения быта рушились взаимоотношения и традиции, обычаи и прописные истины, отрицалось все старое и превозносилось все новое...

Сюжет романа-пьесы прост. Два брата олицетворяют вчерашний и сегодняшний день страны, отсюда и конфликт. Андрей Бабичев — изобретатель новой колбасы и строитель «Четвертака» (фабрики-кухни по производству обедов за 25 копеек) — сиюминутно прогрессивен и правилен. А его брат Иван, тоскующий по «прекрасным старинным чувствам», и примкнувший к нему интеллигент Кавалеров — это оппозиция из человечности и естественных эмоций, отрицаемых новой эпохой. Олеша строит конфликт между словом и делом, между неоспоримой пользой действия и бесполезным, на первый взгляд, сотрясением воздуха. Тут и кроется некое противоречие, охватывающее не только читателя-зрителя, но и юную героиню Валю — приемную дочь Ивана. Ну какой девушке не понравится, когда ее назовут веткой, «полной цветов и листьев»? Что лучше — голый действенный энтузиазм или разодетая красивыми словами бесполезность?..

В конструктивистских декорациях Эмиля Капелюша по велению режиссера Михаила Бычкова под музыку из телефильма «Рафферти» (досадный просчет: в зале еще достаточно людей, которые знают и помнят советское кино!) кипят шекспировские страсти. Андрей Бабичев (Артур Ваха) напорист, прямолинеен и рационалистичен. Иван Бабичев (Евгений Баранов) рыхл, истеричен и сентиментален. Валя (Анастасия Дюкова) нежна, наивна и смятенна. Николай Кавалеров (Дмитрий Лысенков) нервен, болтлив и неприятен сам себе. Прочие герои в процессе оказываются сторонниками переживаний, поневоле втянутыми в заговор чувств. Тех, кто «за», кажется, больше...

...Беда в том, что большинство так и не победило, и слово «заговор» со временем обрело иной смысл. Наши чувства оказались заговорены, и, похоже, качественно заморожены презрением к ним. Заговор, которого так боялся Олеша, подействовал спустя годы и десятилетия. Даже в отсутствие обедов за четвертак...

Фото Эдгара Зинатуллина

Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ
Газета Московский Комсомолец в Питере №23/43 за 08-06-2005

МК в Питере

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100