Lifestyle, новости культуры

Бритые художники и зеленые Моны Лизы

19:50:13, 08 июля 2005
на Венецианской биеннале
Мария КАМЕНЕЦКАЯ

Недавно петербургские художники, критики и искусствоведы вернулись с 51-й Венецианской биеннале. И решили обсудить одну из старейших в мире выставок современного искусства с друзьями и коллегами.

В Музее нонконформистского искусства на Пушкинской, 10, собрались неравнодушные к современному искусству люди. Выступали директор Санкт-Петербургского филиала ГЦСИ Марина Колдобская, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея Олеся Туркина и художественный критик Анна Матвеева.

Биеннале (то есть выставка, которая проходит раз в два года) проходит с 1895 года. Россия участвует в ней почти с самого начала. В этом году каждой стране-участнице предоставили отдельный павильон. Московская арт-группа «Программа Escape» и нижегородские художники Галина Мызникова и Сергей Проворов демонстрировали видео- и аэрозвуковые инсталляции. Некоторым художникам пространства павильона не хватило. Так, художник Георгий Пузенков развесил по всей Венеции плакаты с зеленой Моной Лизой. Выйдешь с вокзала на улицу, завернешь за угол — отовсюду улыбается загадочная покрашенная красавица. Потом кто-то пририсовал плакату усы. Свидетели события расценивают этот поступок как художественную акцию, однако Пузенков намерен судиться.

Петербургские участники биеннале рассказали, что все проекты по тематике и настроению четко делились на социальные, с острой подоплекой, и сугубо развлекательные. Например, с помощью аудиосредств, интершумов, интонаций и жестов авторы одного из многочисленных видеопроектов наглядно проиллюстрировали, что, несмотря на глобализацию и размытые границы, жизнь в разных странах — это часто жизнь на разных планетах. Экран поделен на две части — два офиса. Один находится в США, другой — в Азии. За столом сидят офисные работники, разговаривают по телефону (с коллегами и друг с другом), работают за компьютером. Их реплики и действия почти не отличаются. В обеденный перерыв они встают из-за стола и идут в соседскую лавочку за едой. Все одинаково, однако через диалог, жесты, детали становится ясно, насколько все по-разному...

По признанию очевидцев, нынешняя выставка ознаменовалась убедительной победой феминизма в мировом пространстве искусства. Во-первых, кураторами двух главных проектов биеннале стали две дамы — Мария де Корраль и Роза Мартинес. Во-вторых, число участников-женщин составило тридцать процентов от общего количества, а это весьма серьезно. Кроме того, многие работы, представленные на выставке, исследовали женский взгляд на мир, женское начало и предназначение. Петербургские участники рассказали, что в одном из павильонов висела яркая, как будто хрустальная, люстра. Подойдя поближе, зрители видели, что кусочки хрусталя — это женские гигиенические тампоны, обернутые в блестящий целлофан.

Призером в номинации «Молодой художник» (до 35 лет) стала Регина Хосе Галиндо из Гватемалы. В своей видеоинсталляции она ходила по улицам Венеции, оставляя за собой красные следы. Потом художник разделась, побрилась наголо и продолжила прогулку в таком виде. Налицо путь познания и женское постижение себя в окружающем мире.

То, что эту работу признали лучшей, российские участники списывают на этнографическо-географические факторы. Мол, Куба и Гватемала экзотичнее, а значит, интереснее — в данном случае — России.

На встрече в Музее нонконформистского искусства говорили, что некоторое время назад у одного российского художника был похожий по замыслу проект, но лучше, как уверили коллеги, по воплощению. Столь высокой оценки он не получил. Говорят, потому, что родился художник не на острове Свободы.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100