Lifestyle, новости культуры

Гасители звезд

11:12:08, 11 июля 2005
Гасители звезд
Когда лет 15 назад некий гражданин то ли с преступными целями, то ли в состоянии невменяемости облил кислотой «Данаю» Рембрандта, помните, какой это вызвало ужас, шок? «Данаю» реставрировали много лет и, с трудом «оживленную», поместили под пуленепробиваемое стекло. «Убийца» же «Данаи», говорят, до сих пор в психбольнице.

К сожалению, музыку стеклом не защитить, а вандализм в отношении классических произведений искусства и архитектуры стал в последние годы если не привычным явлением, то настолько частым, что большинство граждан реагирует на него лишь тяжелым вздохом. А некоторые, как на днях в Мариинке (но, увы, не только там), даже ему аплодируют. Эта аплодирующая вандализму публика потенциально социально опасна, но в конкретной ситуации ее просто жаль: ну не видели люди достойных спектаклей, и Шекспира не читали, а имя Прокофьева ассоциируется у них, вероятно, лишь с кофейней под созвучным названием. Деньги же за билеты «уплочены» немалые, да и хлопать в театре вроде принято. Зато все остальные ахнули от возмущения и отвратительности происходившего на сцене: шел «балет», бессовестно названный «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева, демонстрировавшийся в рамках мини-гастролей «Большой в Мариинском».

Авторы вандального действа — очередные варяги — постановщик Деклан Доннелан, хореограф Раду Поклитару, создатель декораций и костюмов Николас Ормерод. Впрочем, декорации — это громко сказано. В первом акте на них претендовали 2 фанерных параллелепипеда, во втором — белый матрас посреди сцены. Всё. Любуйтесь! Женские костюмы — простецкие платьишки по моде 1930-х годов, иногда заменяемые на одежки подороже, но в стиле обитательниц публичных домов, или на современные брюки и блузки-футболки. Мужские — преимущественно современные брюки и рубашки, разбавляемые официантскими фраками и чем-то еще. Но нелепость костюмов еще можно было бы пережить (хотя — зачем? В искусстве-то?!), если бы так называемый балет им бы и оказался. Однако мистер Доннелан со товарищи расчленил музыку Прокофьева, выбрав громко звучащие куски и составив из них «свою картинку». Лирические части партитуры вообще выкинул за ненадобностью, а оставшиеся исполнялись так, что главными «достоинствами» изделия стали бьющий по голове ритм и агрессивность. «Танец» — не лучше. Элементы степа, беготня по сцене кучками и поодиночке, массовое стучание каблуками под грубый ритм плюс частое совокупление на сцене группами и парами — спасибо, хоть ненатуральное, хотя очень к этому приближенное. А если не ЭТО, то совершение других малоэстетичных движений.

Хочу добавить, что исполняли все вышеописанное очень хорошие артисты Большого театра: Мария Александрова, Ян Годовский, Илзе Лиепа и другие, которых профессионально было очень жаль.

Помните известную строку Маяковского: «Ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?» Интересно, кому нужно, чтобы звезды гасили?

Людмила Петрова
Газета Московский Комсомолец в Питере №27/52 за 08-07-2005

МК в Питере

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100