Lifestyle, новости культуры

Made in Italy

20:58:05, 15 июля 2005
Made in Italy

Самое удивительное – лучшая выставка сезона оказалась частью PR-кампании итальянских сапожников. Идея проста: мастерство совершенствуется веками. У нас все так хорошо, и мы лучше всех в мире, потому что у нас все хорошо еще с XIII века. Придумала и заказала выставку Ассоциация Мастеров Обувного Дела Бренты (около 1000 небольших обувных фабрик по берегам Бренты производят 22 миллиона пар в год и дружат меж собой). Организовали – Институт внешней торговли Италии и Министерство производственной деятельности. Но, чтобы все было хорошо, каждый должен заниматься своим делом. Поэтому заказчики нашли лучших музейных кураторов, исследователей, экспертов. И поставили перед ними ни много ни мало задачу выяснить исторические причины успеха лейбла "Made in Italy". А главное – найти способ материализовать для широкой публики абстрактные рассуждения о традициях, качестве, корпоративной этике и гордости.

Эксперты отправились в архивы, подняли тонны древних бумаг, прочли и изучили цеховые уставы средневековых ремесленников, письма и жалобы, договоры и исковые заявления, доносы и брачные контракты. Составили лексиконы исчезнувших из обращения слов, скорректировали сложившиеся представления об истории, сделали доклады на конференциях, опубликовали подробнейший каталог, даже родили новый метод исследования моды. Но успех для итальянцев – не только качество продукта, но и мастерство работы с клиентом. А потому понадобилось пригласить лучших дизайнеров, которые придумали оригинальный способ показать работу зрителям. Взяв за образец картину Габриэля Белла, они построили ярмарочные ряды на площади Сан-Марко перед музеем Коррер. Почти такие же, какие много веков ежегодно возникали к празднику Успения, когда дож, верховный глава гордой республики, в красных туфлях и шапочке corno с рогом, сшитых для него лучшими ремесленниками, торжественно бросал в воды лагуны обручальное кольцо, скрепляя на предстоящий год брачный союз Венеции и моря.

В лавочках-витринах разложили венецианские модные товары, не забыв ни одну из более чем 50 гильдий, а также инструменты, с помощью которых они рождались на свет, альбомы с образцами тканей, первые модные журналы, руководства по крою. И проиллюстрировали все это забавнейшими живописными полотнами "второго ряда", что быкачество живописи не отвлекало зрителя от темы. В витрине – туфельки-"мулы" из лайки и розовой тафты. А над ними – дамочка в таких же покупает оладьи у уличной торговки. Или вот портрет Джакомо Казановы в расшитом серебром камзоле, а в витрине – пуговицы с его жилета. Кураторы говорят: вещи составили "тело" выставки, а горы исследованных документов – ее невидимую для зрителя "душу".

Путешествуя по миру – Берлин, Нью-Йорк, Лондон, Пекин, Петербург, – проект развивается, обрастает подробностями и связями. Есть чему поучиться не только модельерам и дизайнерам, но и PR-менеджерам. В Пекине главным акцентом был, конечно, шелковый путь и великая миссия Марко Поло. В Петербурге – союзнический договор, подписанный дожем и Петром I, позволивший в очередной раз опрокинуть турок. Каталог читается как fiction. Откуда еще узнаешь, что белье в лагуне стирали только два раза в год, отправляя его лодкой на материк, а традиционно черный цвет гондол и "венецианских" шалей вызван законами против роскоши и расточительства, которыми власти всегда и не слишком успешно пытались держать в узде буйную фантазию венецианских модников.

"Ремесло и мода в Венеции ХIII–ХVIII веков" До 31 июля Михайловский замок

Дарья Агапова

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100