Lifestyle, новости культуры

Павел Кадочников готов был сыграть у Михалкова даже клопа

20:34:39, 01 августа 2005

29 июля знаменитому лениградскому актеру исполнилось бы 90 лет

Нынешней молодежи имя кумира 40-50-х годов Павла Кадочникова вряд ли о чем-то скажет. Хотя фильмы с его участием иногда показывает наше телевидение (отметим, что крутят их, конечно же, не в прайм-тайм, а утром, когда весь народ работает или учится). А в свое время Кадочников был популярен, как Безруков, Меньшиков и Домогаров вместе взятые.

Ученик слесаря

Родилась будущая знаменитость в 1915 году. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его семья перебралась из Урала в Ленинград. Отец получил работу на заводе «Красный путиловец». Правда, через некоторое время папа заболел, и мальчику пришлось устроиться на этот же завод учеником слесаря.

От частушек к кино

Больше всего на свете Паша любил рисовать, а однажды в доме пионеров, где он занимался, срочно понадобился исполнитель частушек. Павел выступил, к удивлению всех присутствующих, весело и азартно. Юношу заметили и рекомендовали известному режиссеру и педагогу Борису Зону. Дипломной работой Кадочникова стала роль Леля в сказке Александра Островского «Снегурочка».

Известность Павел Кадочников получил, снявшись в главной роли в музыкальной комедии «Антон Иванович сердится». Картина вышла на экраны за день до начала Великой Отечественной войны. Павел Петрович стремился уйти на фронт, но ему мягко намекнули, что его фронт - это кино. В ту пору актер снимался в исторической драме «Иван Грозный», причем там ему пришлось сыграть сразу три роли. Во всех своих интервью Кадочников говорил, что эти три года были самой большой его школой жизни.

Слава разведчика

Всенародная слава пришла к Павлу Петровичу после съемок в картине «Подвиг разведчика». Образ майора Федотова на долгие годы стал визитной карточкой героя-разведчика в нашем кино. Ну и, конечно же, нельзя не сказать о фильме «Повесть о настоящем человеке», в котором Кадочников стал Алексеем Маресьевым, совершившим в годы войны настоящий подвиг.

Морж и гонщик

Павел Кадочников снялся более чем в 80 фильмах. Сыграть самые разноплановые роли актеру помогли активные занятия спортом. О том, что он морж, в Ленинграде ходили легенды. Однажды только завидное самообладание спасло Кадочникову жизнь. Кто-то из его товарищей по нырянию утопил топор, и Кадочников не раздумывая нырнул за ним. Долго искал, все-таки нашел топор, а за это время потерял прорубь. Если бы он запаниковал, то, скорее всего, из воды достали уже труп артиста. Но несколько движений, и вот он, заветный проблеск. Еще по «Ленфильму» ходила история о том, как Павел Петрович приучил одного своего болезненного коллегу по актерскому цеху принимать зимние ванны. Хворь, говорят, как рукой сняло. А еще среди увлечений Кадочникова были бокс и мотоциклетный спорт. На мотоцикле Павел Петрович мог дать фору профессиональному гонщику.

Серебряные струны

Вот что вспоминает народный артист России Эрнст Романов:

- В 1987 году Павел Петрович решил снять художественный фильм о знаменитом композиторе, дирижере и просветителе Василии Васильевиче Андрееве. Картина называлась «Серебряные струны». Кадочников обращался к нам, к актерам: «Хотите, чтобы я из сцен с вашим участием ничего не вырезал, тогда работаем точно по секундомеру». Предположим, сцена должна была длиться ровно 70 секунд, и мы из кожи вон лезли, чтобы уложиться в это время. Был период, когда Кадочникова не очень-то много и снимали. Нужно было видеть загоревшиеся глаза Павла Петровича, когда Никита Михалков пригласил его на небольшую роль в картине «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Он потом мне говорил: «У Михалкова я готов сыграть даже клопа под обоями». А что касается его последней режиссерской работы - «Серебряных струн», то на «Ленфильме» в период безвременья многие картины просто сваливали в коробках во дворе. Говорят, что сия участь постигла и ленту Кадочникова.

Мужество

Он мог собрать волю в кулак

Народной артистке России Татьяне Пилецкой посчастливилось не только сниматься вместе с Павлом Петровичем, но и работать под его началом в Театре киноактера студии «Ленфильм».

- Это был потрясающий человек и партнер. Мне довелось сыграть с ним вместе в двух картинах - в фильме «Прощание с Петербургом» и в «Сильве». Если в первой ленте соместных сцен с Павлом Петровичем у меня не было, то вот в «Сильве» были и не одна. Причем однажды мне пришлось работать с ним чуть ли не через день, после того как у Кадочникова трагически погиб любимый сын Петр. Я очень переживала, как будет себя вести на площадке Павел Петрович. Стоило только мне взглянуть в его глаза, а там столько страданий... Но Кадочников собрал свою волю в кулак, и как бы ему тяжело в тот момент ни было, сыграл свою роль.

СПРАВКА «КП»

Павел Петрович Кадочников, актер, режиссер, сценарист, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий. Родился 29 июля 1915 года. Закончил Ленинградский театральный техникум (мастерская Бориса Зона). Работал в Ленинградском новом театре юного зрителя, в последние годы руководил театром киноактера студии «Ленфильм». Умер 2 мая 1988 года. Похоронен на Серафимовском кладбище.

ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ

«Антон Иванович сердится» (1941).

«Иван Грозный» (1944-1945).

«Подвиг разведчика» (1947).

«Повесть о настоящем человеке» (1948).

«Прощание с Петербургом» (1971).

«Сибириада» (1978).

«Сильва» (1981).

«Блондинка за углом» (1984).

«Серебряные струны» (1987).

Игорь Карасев. karasev@kppublish.ru
Фото Андрея ПЕТРОВА и из архива «КП».

Комсомольская Правда - СПб

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100