Lifestyle, новости культуры

"Япония. Путь богов, путь людей"

17:30:16, 04 августа 2005
"Япония. Путь богов, путь людей"

Пути богов и людей в Японии пролегают так близко, что подчас и не разберешь, с чьей головы упал гребень, из которого вырос бамбук, и кто бросил на обочине окурок. Выставка в Музее истории религии – первый показ небольшой коллекции японского искусства музея. Пространство поделено на две части, в которых, прямо как в жизни, мирно сосуществуют две основные конфессии – синтоизм и буддизм. Синто – культ "ками" – вездесущих духов предков и природы. Главная на местном олимпе – богиня солнца Аматэрасу, от которой произошел микадо – император, а затем и остальные люди, помельче. Буддизм, приплывший на архипелаг с материка в VI веке, не стал сражаться со старыми идолами, а переманил их в собственный пантеон. Например, ками Хатиман, покровитель воинов, был назначен бодхи-саттвой. А сама Аматэрасу, перестав глядеться в непрозрачное бронзовое зеркало, достигла титула воплощения будды Вайрочаны (в Японии зовется Дайнити). Когда император придумал строить грандиозный храмовый комплекс Тодайдзи и собирать "по подписке" деньги на 16-метровую статую будды Дайнити, синтоистcкие святилища не поскупились на ее золочение.

Простой синтоистский ритуал стал сложнее, богаче и интереснее. Жрецов в святилищах сменили буддийские монахи. Появились статуи и свитковая живопись. Но на авторитет предков никто не покусился, а потому обе религии продолжали уживаться в головах (и даже кошельках) японцев много веков. Играть свадьбу может быть привлекательнее по синтоистcкому ритуалу, а похоронный обряд лучше поручить буддистам. Православию достался на выставке уголок, что пропорционально соответствует его весу в Японии. Главный герой здесь – отец Николай (Касаткин), иеромонах, миссионер, ловитель заблудших языческих душ, первый русский японовед, филолог-японист, переводчик на японский язык русской литературы, основатель Российской Духовной Миссии в Японии. На выставке – икона cвятого Николая Японского (он был канонизирован в 1970 году) и своеобразный "агитационный" материал: набор почти лубочных карточек-картинок с сюжетами из Нового Завета, перерисованными из русского издания с иероглифическим объяснительным текстом. Этой частью экспозиции музей отмечает 150-летие дипотношений России и Японии и 155-летие основания Восточного факультета Университета в Петербурге.

Дарья Агапова

До 25.12 Музей истории религии

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100