Lifestyle, новости культуры

Фестиваль спектаклей Бориса Эйфмана

00:52:03, 10 августа 2005
Фестиваль спектаклей Бориса Эйфмана

Балеты Эйфмана имеют стойких приверженцев, хулителей и тех, кто на спектакли ходит, но не спешит это афишировать – так скрывают любовь к латиноамериканским мыльным сериалам; это ведь китч и "все одно и то же", но какие страсти! В каждом спектакле есть эйфмановские общие места – толпа, распинающая жертву, гонимый герой, терзаемый преступными страстями, уродливая масса в лохмотьях, изображающая то плебс, то идиотов из сумасшедшего дома, то абстрактные враждебные силы. Любит хореограф и многозначительные исторические аллюзии и минуты звенящей тишины, когда кажется, что аудиотехника подвела, но танцоры продолжают корчиться в экспрессивнейшей пантомиме.

Эйфман сам сочиняет сценарии и обожает, по признанию его танцовщиков, залезать в подсознание своих героев, додумывать за них такое, о чем они и сами не подозревали. Герои одержимы демонами-двойниками (на фото – Чайковский и его alter ego), почти все страдают от жестокой сексуальной неудовлетвренности – редкий спектакль обходится без железной кровати. У Эйфмана-творца богатое, буйное, но слегка расстроенное воображение. Воплощаются сюжеты с плакатной убедительностью. Всегда эффектен свет, броско скомпилирована музыка (преобладает Чайковский), труппа, вымуштрованная бесконечными гастролями и многочасовыми постановочными репетициями, находится в отличной форме. Артисты – они же соавторы хореографа – проживают свои роли "на износ", многие приходят к Эйфману именно за таким "душераздирающим" репертуаром, позволяющим играть и танцевать пограничные состояния.

Нынешний фестиваль составили четыре старых спектакля. В основу "Чайковского" положены одноименный роман Берберовой, невропатические дневники композитора, его переписка с фон Мекк, лубочные западные фильмы о страдальце Чайковском. Получилась фантасмагорическая смесь лебедей в пачках, Пиковой дамы, жены-хищницы, алчущей близости фон Мекк и беспощадного двойника-гомосексуалиста. "Карамазовы" продолжают линию истеричной исповедальности. "Дон Кихот" и "Кто есть кто" – наоборот, спектакли веселые и озорные. Бесятся психи в сумасшедшом доме, куда заключен безумный идальго, непросто улаживаются недоразумения и в "Кто есть кто" – эйфмановской версии "В джазе только девушки". Словом, балеты Эйфмана – это всегда Театр Эйфмана, где все компоненты спектакля несут отпечаток сильной личности хореографа.

Елена Семенова

16–20.08 Мариинский театр

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100