Lifestyle, новости культуры

Париж — Выборг. Поезд прибыл

22:42:04, 15 августа 2005
Париж — Выборг.
Поезд прибыл
XIII фестиваль российского кино «Окно в Европу» в разгаре. Главным событием его первой половины стало празднование 110-летия кинематографа.

Хотя знаменитый поезд братьев Люмьер напугал парижскую публику в декабре, отметить очередную круглую годовщину этого события не грех и в августе. Тем более что речь шла в основном о другом составе — о фильме «Прибытие поезда», сделанном десять лет назад. Сборник новелл Алексея Балабанова, Дмитрия Месхиева, Владимира Хотиненко, Александра Хвана был посвящен столетию кино — так амбициозно и остроумно молодые кинематографисты, участники известного среди профессионалов «Кинофорума», заявляли о себе.

В 1995-м наш кинематограф потерял себя и количественно и качественно, индустрия рухнула, студенты ВГИКа думали, что им придется чуть ли не эмигрировать, чтобы снимать кино. Обычное дело — стенать о потерянном поколении, а то и не одном. Однако случилось то, что не могло не случиться: кино не умерло, и в России есть режиссеры, операторы и актеры (даже, хотя их меньше, сценаристы) «вокруг сорока пяти — пятидесяти», которые делают погоду. И которых иначе, нежели поколением, не назовешь.

Тут совершенно необходимо сказать, что иных уж нет, а те далече. И не исключено, что ужасных кинематографических потерь за последние годы случилось больше, нежели в иные времена (исключая военные, разумеется). И что лицо поколения могло быть — слегка или существенно — иным. Но жизнь идет, и вот в Выборге решили собраться и... нет, не столько подвести итоги, сколько послушать совсем молодых. Так с одной стороны оказались упомянутые Хотиненко и Хван, Александр Баширов, один из продюсеров «Прибытия поезда» Вячеслав Шмыров и иные старшие товарищи, а с другой — молодые Александр Велединский, Николай Лебедев, Алексей Герман-сын, Илья Хржановский, Александр Котт, Анна Меликян. Немедленно выяснилось, что младшие такие же романтики, какими были старшие. И такие же требовательные. Ситуация, в которой они оказались, во многом иная: рынок, работы полно, — однако трудностей не меньше. А главное — никто теперь не организует никакой «Кинофорум», не собирает молодых для общего проекта и вообще о них, простите, не заботится.

Это так, хотя дебюты числятся среди приоритетов Службы кинематографии ФАККа. И «Окно в Европу» за первые три дня предъявило шесть дебютов: эксцентрическую мелодраму «Дура» Максима Коростышевского, подростково-криминальный экшн «SOS Ипполита А», криминальную драму «Шиза» Гульшад Омаровой, полижанровую картину «4» Ильи Хржановского и два биографических фильма — посвященную Есенину «Золотую голову на плахе» Семена Рябикова и «Апокриф: музыка для Петра и Павла» Аделя Аль-Хадада о Чайковском.

Последняя картина по сценарию такого мэтра и такого непростого автора, как Юрий Арабов, оказалась удивительным рассказом о взаимоотношениях гения со всем остальным подлунным миром. По форме этот рассказ более всего похож на хрестоматию русской литературы в адаптированном для детей варианте — там есть сцены, отсылающие прямиком к Гоголю, Тургеневу, Салтыкову-Щедрину, Герцену, Толстому, Чехову и Хармсу, а также Булгакову (может, я кого-то не признала). Более того, это примитивизм с иронией. И, увы, с очевидной неумелостью молодого автора — вот почему куски просто гениальные соседствуют в картине с беспомощными эпизодами. Но в фильме нет ни грана спекуляции и пошлости замысла — а именно этим, на мой взгляд, отличились также уже показанные «Бедные родственники» Павла Лунгина, «Требуется няня» Ларисы Садиловой и «На Верхней Масловке» Константина Худякова. Три «взрослых» в целом принятых киносообществом и даже награжденных фильма сезона.

Подробнее о них поговорим, когда картины выйдут в прокат. А пока вернемся к молодым. Дать деньги — не значит пестовать, холить и лелеять. Сейчас каждый молодой автор фактически предоставлен самому себе и воле человека, называющего себя продюсером. А грамотных продюсеров нашему кино еще растить и растить...

Впрочем, индустрия набирает денег и, соответственно, обороты: вот уже вслед за «Монголом» Сергея Бодрова и Сергея Сельянова (идут съемки этого международного проекта с бюджетом 15 миллионов долларов) продюсеры Геворг Нерсисян и Игорь Каленов в Выборге заявили о намерении сделать фильм про Александра Невского с бюджетом 6 — 8 миллионов. Исполнителя заглавной роли пока назвать не смогли. Как и режиссера.

Как бы там ни было, на дворе — второе столетие кино. Что было отмечено праздником для выборгской публики. На бульвар Суворова прибыл поезд — замаскированные под вагончики смешного зелененького цвета две «Газели». Главное, что из труб валил мощный пиротехнический дым, фонограмма протранслировала все шумы и звуки старого вокзала, а господа при котелках и тросточках и дамы в подобающих люмьеровским временам платьях ничуть не испугались. Представители Октябрьской железной дороги подарили по комплекту формы машинистов режиссерам-«старичкам» и по комплекту одеяния путевых обходчиков — режиссерам-«новичкам». И все отправились смотреть фильм «Прибытие поезда» — наш, российский.

А еще через три часа над знаменитой выборгской площадью с Круглой башней, где весь день шло народное гулянье, в небо взвились, споря с закатом, огни фейерверка. Город отмечал столетие Рынка.

ФОТО АВТОРА

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100