Lifestyle, новости культуры

Диалоги. Без крика

20:16:03, 17 августа 2005
Диалоги.
Без крика
В Центральном выставочном зале «Манеж» проходит VII международная выставка «Диалоги». Она проводится один раз в два года начиная с 1993-го. Это что-то вроде биеннале современного искусства. За 12 лет в манежных «Диалогах» приняли участие более ста художников из тридцати стран. Сформировалась и своя публика. Она уже привыкла к той художественной игре, которую предлагает ей куратор Лариса Скобкина.

Вот и на нынешних «Диалогах», как только входим в аванзал, сразу же начинаем рассматривать проект Валерия Мишина «Самое лучшее произведение прошедшего сезона». Подвоха не улавливаем. Вот рамы, вот картины. Странно только, что они висят отдельно друг от друга. Видимо, художник так спешил на выставку, что не успел натянуть холсты на подрамники... Неправильная версия. В том-то и фокус, что Валерий Мишин предлагает нам для созерцания особенные произведения. Те самые, которые рождаются из настоящего «художественного сора».

Короче говоря, сами того не подозревая, мы серьезно рассматриваем тряпочки, о которые художник вытирал кисти. Валерий Мишин обратил внимание, что краска легла на тряпочки очень выразительно, превратив их в добротные абстрактные картины. Вот потому он и счел нужным показать все эти «матрицы» на выставке. И не прогадал. Иной раз художник в своих работах специально хочет добиться такой живости цвета, но у него ничего не получается. А тут, как говорится, помог случай.

Вообще-то в современном искусстве трудно отделить серьезное произведение от несерьезного, специально подстроенную ловушку от той бездны, которая разверзается сама по себе, по мере того как погружаешься в созерцание глубокого произведения. Повод для таких мыслей дает видеоинсталляция «Письмена» Владимира Бугаева и Ларисы Антиповой (оба из города Ханты-Мансийск). На экране монитора в режиме нон-стоп крутится интересное «черно-белое кино». Мы видим, как из одной графической композиции рождается другая. Зрелище завораживает. Это уже не просто смена картинок, а вселенская метаморфоза: все возникает из всего. Из пыли материя, из материи картина, из картины — океан, похожий на «Солярис» Станислава Лема. Но где гарантия, что художники нас не мистифицируют? Вдруг это тоже очередной розыгрыш?

Но вот финская участница «Диалогов» Марья Пириля из Тампере не стремится навести тень на плетень. Она работает открыто, не скрывая технических деталей. Во всяком случае никакого подвоха в ее «Камере обскура» нет. Все честно: есть обычная камера наблюдения, которая установлена с видом на Конногвардейский бульвар. Но картинка, которая возникает на экране, «перегоняется», транслируется через двадцать один объектив. По законам физики, изображение переворачивается. На итоговом табло возникает 21 крохотное изображение бульвара. Такого даже во сне не увидишь: троллейбусы едут вниз «усами», люди бегут вверх ногами.

Не увидишь во сне и «Пирамиду страсти», которую соорудил Владимир Третьяков. Это что-то вроде злой пародии на фальшивое искусство. Внутри деревянной пирамиды укреплены псевдодуховные картины в рамах. Их около двадцати. Преобладают темы любви, страсти, борьбы полов. Похоже, что женщины побеждают мужчин. Ближе к вершине пирамиды укреплен приемник VEF-12, из которого безостановочно льются поэтические строки тоже явно пародийного качества: «Губы трелью мне раскрылись, счастья миг, /Ты дрожишь, я задыхаюсь, страсти крик...». Вопроса, что хотел сказать этим автор, не возникает. Зритель сразу улавливает суть пародии. Действительно, пора псевдодуховное искусство попридержать. Что-то его слишком много.

Куратор Лариса Скобкина неоднократно подчеркивала, что в диалоги на ее выставках вступают произведения искусства разных жанров. Скульптура и живопись, фотография и объекты, видеопроекты и графика. Исходя из своего зрительского опыта, могу сказать, что полноценные диалоги возникают только между произведениями искусства одного рода, одного жанра. Понятно, почему. Находясь среди картин, говорим о живописи, внутри фотографий спорим о «светописи». Около скульптур кричим на полную «гранитную» мощь.

«Междужанровые» диалоги происходят очень редко. И, как правило, внутри одного произведения. На нынешней выставке есть огромное «полотно» финской художницы Терхи Хейно под названием «740 часов» (десять метров в длину, полтора — в высоту). Оно сшито не из ткани, а из пакетиков чая, которых видимо-невидимо. Что это на самом деле: картина или инсталляция? И то и это. Сама же художница считает себя скульптором, который работает с нетрадиционными материалами.

Наши зрители восприняли работу Терхи Хейно не как шалость, а как сложный «мифологический проект». Объясним, что это такое. В каждой женщине живет Пенелопа. Пока Одиссей путешествует, пока он занят своим троянским конем, пока он воюет, Пенелопа его ждет. И на ткацком станке делает свое бесконечное полотно. Но если станка нет, то в ход идут пакетики чая! Одиссей вернется домой и обрадуется, что его жена стала известной европейской художницей. Финал вполне оптимистический.

Нашлось место в «Диалогах» и для «живых картин» Екатерины Рождественской. Ее работы часто появляются на страницах глянцевых журналов. Там они вполне уместны, улучшают имидж наших звезд и прочих популярных личностей. В пространстве «Манежа» они смотрятся нелепо, претенциозно и, естественно, вызывают улыбку. Порою просто смех. Ну зачем певца Бориса Моисеева превращать в Ван Гога, а из певца Максима Леонидова делать художника Аристарха Лентулова? Им и так известности хватает. Не лучше смотрится вариант, когда из Лаймы Вайкуле получается как бы Мерилин Монро, а из Ивана Урганта — как бы Иван Билибин. Как ни гримируются наши звезды, все равно с мировыми шедеврами им не слиться. Живопись — это тайна за семью печатями, с помощью визажистов и костюмеров ее не раскрыть. Ходят разговоры, что в следующем году «Манеж» устроит персональную выставку этой художницы. Зритель, охочий до сенсаций и скандалов, наверное, пойдет. Но привлечет его в данном случае не искусство, а шоу-бизнес.

Через два отсека от Рождественской висят фотографии шведа Роберта Хеннингса. Он тоже делает фоторемейки, реконструирует картины «малых голландцев», прежде всего натюрморты. Со вкусом у него все в порядке. И ни перед кем он не заискивает.

На всей выставке только два автора демонстрируют свои работы в режиме открытого диалога — «лицом к лицу». Это фотографы Людмила Григорьева и Наталья Захарова. У них одна и та же тема — «Танец», даже количество работ одинаковое — по восемь. И висят они симметрично. Но диалог, увы, не возникает. Можно, конечно, ради красного словца сказать, что один автор перекричал другого. Но это не так. Из двух вариантов сам зритель легко выбирает один. На нем и останавливается. Искусство — не спорт, не соревнование. Было бы гораздо лучше, если бы работы Григорьевой и Захаровой висели на разных этажах. Они слишком разные, им не о чем спорить до хрипоты. У каждой художницы своя правда.

Одновременно с некоммерческой выставкой «Диалоги» открылся в «Манеже» коммерческий фестиваль галерей Москвы и Питера. Галереи, которых около десяти, заняли часть первого этажа. Живопись и графика, предлагаемая для продажи, в большинстве случаев отличного качества. Это радует. Галереи заметно выросли. Обрели самостоятельность и на вольных художников, играющих в «Диалоги», смотрят свысока. Как на подростков, которые еще не знают, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Что будет повешено на стену для эстетического наслаждения, а что будет задвинуто за шкаф. На веки вечные.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100