Lifestyle, новости культуры

Погода за «Окном...»

21:08:09, 18 августа 2005
Погода за «Окном...»
Сегодня поздно вечером в Выборгском замке будут подведены итоги XIII фестиваля «Окно в Европу».

Настроение элегическое, тревожное и грустное одновременно. Попробую объяснить.
Фестиваль устроил два юбилея. Во-первых, отметили тридцатилетие картины Ильи Авербаха «Чужие письма». Программу дня сверстали грамотно, и в тот же день в конкурсе шли «Итальянец» Андрея Кравчука и «Танцуют все» Павла Пархоменко, созданные в стенах здания на Каменноостровском, бывшем Кировском, проспекте. Так получился День «Ленфильма», и в Выборг приехало много заслуженных кинематографистов — тех, для кого Авербах был Илюшей. Человек тридцать, наверное. Президент фестиваля Армен Медведев, сценарист Наталия Рязанцева, оператор Дмитрий Долинин, актриса Светлана Смирнова сказали несколько неформальных слов. Об искусстве и совести — тогда. Обо всем, и о чужих письмах на продажу — нынче...

Традиции «Ленфильма» совершенно четко видны и в двух других упомянутых произведениях. «Итальянец» прямиком отсылает нас к «подростковым» картинам Динары Асановой, а «Танцуют все» — к перенаселенным коммуналкам Германа, помноженным на театральность «Интервенции» Полоки. Да все это — еще и на выдающуюся пластическую культуру и некоторое высокое безумие автора сценария, режиссера и художника фильма Павла Пархоменко, а также продюсеров Сергея Снежкина и Андрея Зерцалова. В наши дни, когда, повторю, все на продажу, само появление такой картины, совершенно некоммерческой, — чудо.

Не исключено — одно из последних. Потому что студии «Ленфильм» может скоро и не быть. На этой неделе появилась информация, что широко известная АФК «Система» намерена построить в Петербурге новую киностудию «по западному образцу», используя потенциал «Ленфильма» и дешевизну съемок в нашем городе (рабочей силы и прочего). Из разговоров в Выборге с питерскими кинематографистами стал понятен прогноз. Ужасный. Вот-вот киноиндустрия в нашем городе будет накачана большими деньгами. А это опасно для нематериальных вещей и тонких материй. Им, большим деньгам, не важен адрес: Каменноостровский, 10, и понятие «бывший сад «Аквариум». Они не знают, кто такой Авербах. На фоне же грядущих событий в Минкульте (которые тоже в Выборге всеми обсуждаются) никто ничего хорошего для кино как искусства вообще не ждет. И «Ленфильм» — это, по справедливому словцу телеведущего Сергея Шолохова, градообразующее и стилеобразующее предприятие — вместе со многими его «производными», ориентированными все же не на ширпотреб для телевидения, просто под угрозой.

Кажется, совершенно в ином состоянии Киностудия им. Горького. Один день в Выборге оказался посвящен ей. Тоже показали три фильма — «Греческие каникулы» Веры Сторожевой, «Дополнительное время» Александра Бруньковского и «Удаленный доступ» Светланы Проскуриной. Последняя картина в прошлом году была в Венеции. Она сделана в традициях питерской школы нашей же творческой группой (сама режиссер теперь живет в Москве, но начинала с Авербахом). А два других опуса (шли подряд) запомнились мне, в частности, тем, что в каждом из них на правое плечо главного героя какает, простите, птичка — и звучит отзыв «богатым будешь». Все нелепицы, языковые и ситуативные, перечислить невозможно; одна картина сделана по заказу туроператора (я не шучу), а в титрах второй даже нет имени сценариста. Впрочем, московские профи говорят, что фильм честно поставлен по сценарию, который они, профи, читали еще в прошлом веке — и сами изумляются, как он дошел до экрана.

При этом Киностудия им. Горького отметила в Выборге свое 90-летие — что странно, поскольку известно: старейшая студия страны — «Ленфильм» — выросла по приказу Луначарского

30 апреля 1918 года. При этом мне шепнули про одного продюсера, что он-де Киностудию им. Горького вот-вот купит. Имени не назову, поскольку кто ж такое скажет официально. А пока доказательство одно: он приехал в этот день в Выборг, хотя никакую картину здесь не представляет.

Вообще, с каждым годом под «Окном в Европу» собираются все больше и больше продюсеров. Они кучкуются иной раз в совершенно загадочных конфигурациях и непрерывно что-то обсуждают. Мне это очень нравится. Я надеюсь, что в результате хороших фильмов будет больше, чем беспомощных, плохих и средних. Пока же хороших не больше. Непременно назову «Собаку Павлова» Екатерины Шагаловой — несложный и не особо изобретательный, но чисто сделанный и достаточно трогательный рассказ о том, что все люди связаны друг с другом любовью, нелюбовью, безумием, болезнью и страшным. Среди дебютов кинематографических детей (госпожа Шагалова — дочь сценариста Александра Миндадзе), пожалуй, картина «Собака Павлова» самая вменяемая и гуманная. Наименее высокомерная, не имеющая отношения к «сделайте нам красиво и богато». Не депрессивная, хотя и не веселая. Не знаю, какую роль в этой стилистике сыграл продюсер и худрук постановки Алексей Учитель (как известно, наш, питерский), но не отметить сей факт не могу. Как обычно, следует дождаться второго фильма, чтобы действительно судить о молодом авторе; пока же не удивлюсь, если жюри наградит «Собаку Павлова» призом.

И совершенно уже ничего не надо ждать, чтобы представлять себе режиссерскую манеру Станислава Говорухина. Мэтр с трубкой и суровым взором показал в Выборге свою новую работу «Не хлебом единым» по известной книге Владимира Дудинцева. Черно-белая, изысканно серебристо-матовая, как летнее пальто моей тетки, сохранившееся непонятным образом в сундуке, картина начинается в 1948-м, а заканчивается, вероятно, года через два. Играют Светлана Ходченкова, Виктор Сухоруков, Алексей Петренко и Александр Розенбаум. А также в эпизоде Евгений Гришковец. Фестивальный народ оценил стильность фильма на производственную тему — и констатировал, что он удручающе скучен. Прессе господин Говорухин сообщил, что работает во имя старого советского кино, поскольку новое российское выносить не может. Более интересную версию, по-моему, выдал в кулуарах Вадим Жук (он тут председатель жюри анимационных фильмов), сказав, что Говорухин подсознательно спорит с Алексеем Германом и его картиной «Хрусталев, машину!». Мол, о том же времени — только всем понятно...

Но ничего нового или хотя бы сильно впечатляющего о том времени сам не сказал. А о нашем времени в Выборге лучше всего повествуют, естественно, неигровые картины. Вот тут — настоящая боль и подлинная гордость. Но об этих фильмах — в другой раз. Как и о трех последних картинах игрового конкурса, которые еще не показаны на тот момент, когда я пишу эти заметки: «Коля — перекати-поле» Николая Досталя, «Полумгла» Артема Антонова и «Солдатский декамерон» Андрея Прошкина.

Поэтому — никаких прогнозов. Может, и настроение улучшится...

ФОТО АВТОРА

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100