Lifestyle, новости культуры

Право на тишину

16:36:48, 19 августа 2005
Право на тишину
Если не считать духового оркестра, который играет в городском саду, то рок-концерты на открытом воздухе представляются многим наиболее логичными. Огромное поле, много народу, свободное поведение... Правда, сейчас главное для организаторов — безопасность. С другой стороны, пиво, мусор, ругань... Даже рекламные объявления предупреждают: подумайте, прежде чем взять с собой на такой концерт маленьких детей. И эти обстоятельства часто затмевают саму музыку.
Но отвлечемся сейчас от них. Что думает о рок-концертах на стадионе и в поле такой известный рок-музыкант, как Всеволод Гаккель, один из участников «первого» «Аквариума», организатор-основатель первого в городе независимого музыкального клуба «ТамТам» (1991 — 1996), продюсер и литератор? Всеволод ГАККЕЛЬ ответил на вопросы нашего обозревателя Ольги ШЕРВУД.

— Вы играли на так называемых open air, организовывали такие выступления?
— Я бы предпочел именовать эти «айры» по-русски — концерты на открытом воздухе... В стародавние времена каждый юноша, который ощутил рок-н-ролльные вибрации, конечно же, бредил Монтереем и Вудстоком.

Группа «Аквариум» имела обыкновение проводить время на ступенях Инженерного замка, иногда музицируя безо всякой аппаратуры. Это были даже не концерты, а просто расслабленное времяпрепровождение, в которое вовлекались 20 — 30 человек, но молва сильно преувеличивала масштаб подобных собраний, возводя их в разряд чуть ли ни рок-фестивалей.

Впервые мне довелось принять участие в «реальном» концерте на открытом воздухе в 1978 году на Ратушной площади Тарту, где проходил городской праздник (или митинг, не помню повода) при скоплении человек пятисот. То, что уже давно стало нормой в Прибалтике (там уже случались фестивали в Вильянди и Лиепае), для россиян было еще экзотикой. Мы были юные и неискушенные и, несмотря на крайне экстремальные обстоятельства (апрель, отсутствие саундчека (настройка музыкальных инструментов. — Прим. ред.), по теперешним меркам, отсутствие аппарата как такового, случайная публика, не имевшая никакого представления о том, кто мы и вообще для чего все собрались), такие вещи воспринимали с восторгом.

В 1983-м нам довелось участвовать в однодневном фестивале в выборгском парке «Монрепо». Это был первый и чрезвычайно позитивный опыт такого рода в Петербурге. Несмотря на совершенно неадекватный аппарат и, стало быть, не очень хороший звук, было прекрасное состояние. Как нам казалось, по ощущению все было похоже на мистический Вудсток.

Чуть позже, году в 1986 — 1987-м, группа «Аквариум» играла на ВДНХ. Коль скоро место априори идиотское, то и концерт автоматически оказался таковым... По счастью, этим мой опыт участия в открытых концертах исчерпывается... В те же годы у меня сформировалось стойкое неприятие любых концертов большого масштаба. Я стал ярым ненавистником спортивных арен и открытых стадионов и даже предпринял попытку возвращения рок-музыки в камерные пространства. Это отдельная история, которая уже многим набила оскомину... В последние годы я оказался вовлечен в организацию таких акций, но отношусь к этому просто как к работе.

— В чем фишка таких концертов?
— Просто прикол. К сожалению, многие увлекаются и иногда проводят подобные концерты вопреки здравому смыслу. Не думая ни о музыкантах, ни о людях, которым надо в метро, через мосты и вообще спать.

— Какая разница между выступлением в зале и на воздухе?
— Как правило, концерт в любом зале лучше и по звуку, и по концентрации внимания публики, и по удобству для музыкантов. Но если концерт в необычном месте и при благоприятной погоде, то они могут существенным образом усилить впечатление. Однако зачастую один внешний фактор — ветер, дождь, запах шашлыка или отсутствие туалета — напрочь смазывает все впечатления. К сожалению, часто это вообще не принимается в расчет.

— Атмосфера?
— Иногда все окупается атмосферой, погодой, раскованностью и юностью. Пожилые люди устают, а музыканты независимо от возраста очень устают в ожидании своего выступления и вне комфорта, которого в таких условиях трудно достичь. Ничего не могу сказать про рэйвы. Ди-джеям, вероятно, легче, им не приходится играть на музыкальных инструментах, и, судя по всему, они вообще двужильные. И публика менее взыскательная, более приспособленная к физическим и психическим перегрузкам.

— Почему музыканты и продюсеры идут на это трудное и затратное дело?
— Часто просто инерция. Так принято (белые ночи, Петропавловская крепость). Очень редко — действительно интересная идея, которая довольно быстро выдыхается. В основном же это просто жажда наживы.

— Вы знаток истории. С чего все началось?
— Открытые концерты начались с американского тура The Beatles в 1965 году, который увенчался выступлением на бейсбольном стадионе Shea, где собрались 56 тысяч человек. Тысячи девушек были на грани истерики и попросту теряли сознание, музыканты же вообще ничего не слышали из-за их крика. После второго концерта в 1966-м они вообще прекратили выступления. Предприниматели же увидели, что можно очень быстро заработать очень большие деньги. Это как нефтяной кран...

С тех пор выступления на стадионах стали привычными, и постепенно возникла иллюзия: больше аудитория — лучше концерт. Мало кто заметил, что музыка стала развиваться по законам футбола и превратилась в спорт. Шоу-бизнес разгонялся и отрабатывал механизмы того, как все проглотить. Но находились идеалисты, которые обрели веру в то, что у человечества появился шанс и общими усилиями можно изменить мир.

Так, в 1967-м возник первый поп-фестиваль в Монтерее. Одним из его организаторов был Джон Филлипс из The Mamas and the Papas. Слово «рок» еще не вошло в обиход, а в слове «поп» еще не было ничего ругательного. Впрочем, нет и сейчас, просто то, что происходит в отечественной поп-музыке, не подлежит никакой классификации, это за гранью здравого смысла. А тогда рок-музыка только формировалась, любое единение людей под ее знаком несло в себе колоссальный позитивный заряд. Пиком этого единения стал фестиваль в Вудстоке в 1969-м.

Эти фестивали были абсолютно некоммерческие, их организовывали люди, абсолютно преданные идее. К сожалению, иллюзия быстро прошла, и уже в 1971-м на фестивале в Алтамонте царил хаос, агрессия, мордобой и даже произошло убийство. Конечно же, впоследствии было еще много позитивного, но сама та эпоха прошла...

Когда же все вибрации и волны на Западе окончательно затихли и рок-музыка стала чем-то само собою разумеющимся, полностью контролируемым шоу-бизнесом, все это наконец докатилось до России.

— Маккартни на Дворцовой площади — концерт или open air?
— Мне довелось видеть Маккартни и на Дворцовой, и на Красной. Я бы не назвал его выступление вот этим словом. Это очень личное и за гранью добра и зла. Оказавшись чуть ближе, я смог подглядеть, как все организовано. Несусветные деньги, тот самый шоу-бизнес. Там есть перебор, но при таком масштабе личности по-другому быть не может. И я очень рад, что его концерт в России был не для элиты во дворце с дресс-кодом и ценой на билеты в тысячу долларов.

— Так какое впечатление самое мощное?
— Фестиваль в Гластонбери в 2002-м. Самый близкий аналог Вудстока. Хозяин фермы, на которой с 1971 года он проходит, Майкл Ивис сумел ценой потерь и ошибок сохранить веру. Фестиваль — любимая игрушка англичан, которую они холят и лелеют. Собирается двести тысяч человек, билеты расходятся через Интернет за три часа. Весь год ферма остается фермой, но вся семья Майкла, дети и теперь уже внуки, готовит фестиваль. Гости живут в палатках, а участники, все «Пинк Флойды» и Роды Стюарты, — в вагончиках. Фестиваль проходит в конце июня, начинается (а может, он никогда и не кончается) сезон дождей, и все ходят в резиновых сапогах и куртках. Но я никогда не встречал столько расслабленных и счастливых людей... Когда возвращаешься к реальности (поскольку в эти дни утрачиваешь ее ощущение), тебе хочется снова и снова приезжать в Гластонбери.

— Что-нибудь еще хотите сказать?
— Проходит какое-то время, и ловишь себя на мысли, что тебе уже давно ничего не нужно, лишь бы остаток дней прожить без насильственного потребления информации и заслужить право на тишину.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100