Lifestyle, новости культуры

ПолурассветФестиваль «Окно в Европу»: между зрителями и профессионалами

21:38:24, 22 августа 2005
ПолурассветФестиваль «Окно в Европу»: между зрителями и профессионалами
Фестиваль «Окно в Европу»: между зрителями и профессионалами
Ольга ШЕРВУД

Призовой расклад — дело не просто тонкое, а ювелирное. Зависит гораздо сильнее от «дрожания рук» (то есть конъюнктуры самого разного свойства) членов жюри, нежели от кондиций представленных картин.

В этот раз хочу петь гимн жюри игрового конкурса. Даже назову их всех: режиссер Сергей Овчаров (председатель), сценаристы Валентин Черных и Марина Мареева, оператор Игорь Клебанов, актеры Оксана Фандера и Дмитрий Муляр, критик Любовь Аркус. Они сыграли виртуозно. При неполноценности абсолютно каждой картины конкурса все хоть чем-то значимые фильмы именно за эту значимость и награждены. Или по крайней мере остались в истории как «увиденные» этим фестивалем (а не просто отсмотренные).

Итак. «Золотая ладья» — спецприз жюри за лучший игровой фильм — досталась картине Николая Досталя «Коля — перекати-поле», причем рядом с именем режиссера в протоколе указаны имена актеров. Это встреча с героями фильма пятнадцатилетней давности «Облако-рай»; впрочем, вполне автономная. К друзьям — соседям по дому в одном сугубо провинциальном городке возвращается после долгого молчаливого отсутствия Коля. Они счастливы его видеть, но почему-то так выходит, что через несколько часов он, совершенно обобранный, опять покидает родной подъезд. Фильм больше говорит о сущности нашего народа, нежели многие трактаты и тем более публицистика, он в этом смысле замечательно традиционен. И профессионально почти безупречен. Но, как ни странно, история Коли остается частным случаем, умным горьким анекдотом. А не становится произведением большого жанра, каковые полноправно претендуют на «золотые» призы.

«Серебряная ладья» — приз жюри — уплыла к драматургу Юрию Арабову за сценарий фильма «Апокриф: музыка для Петра и Павла». О нем шла речь в первом репортаже из Выборга.

Аналогичная награда присуждена оператору Владиславу Гурчину — «за создание атмосферы в организованном пространстве в фильме «Танцуют все». Жюри не смогло оставить без внимания эту уникальную картину — пример истинного авторского кинематографа. Автор сценария, режиссер и художник фильма — Павел Пархоменко, и Владислав Гурчин, по видимости, достойно воплотил его замысел. История из жизни лиговской шпаны 1957-го — изобразительно смачная, психологически тонкая и удивительно остроумная — не уходит из памяти, хотя ей, на мой взгляд, не хватило чуть более стройной организации.

Еще одна «Серебряная ладья» досталась ленфильмовской картине — награжден целиком актерский ансамбль «Итальянца». Наконец, диплом жюри достался Ивану Волкову и Сергею Шустицкому за музыку к фильму Максима Коростышевского «Дура».

Вот этот расклад жюри органично и политично дополнен иными знаками отличия. Приз Фонда Андрея Тарковского достался актеру Евгению Миронову за роль Пети в фильме «На Верхней Масловке» Константина Худякова.

Нынче образовались и две награды от имени президента фестиваля. «За дебют» награждены Екатерина Шагалова («Собака Павлова») и Артем Антонов («Полумгла»). Первую картину я тоже уже характеризовала; первый же полнометражный фильм Антонова (история времен Великой Отечественной; лучшие традиции ленфильмовской школы) выглядит пока, скорее, освоением этой формы, нежели итогом процесса. Однако именно Артем Антонов стал тем, кто поднимался за наградой дважды. Свой приз «Слон» отдала «Полумгле» Гильдия киноведов и кинокритиков России — учитывая, что в группе постановщиков сразу шесть дебютантов и поощряя таким образом новое поколение в нашем кино. Полумглу в котором хочется воспринимать как полурассвет.

Ну и закругляется наградной сюжет «Окна в Европу» в части игрового кино главной по новому регламенту наградой — призом «Большая Золотая ладья» по итогам конкурса «Выборгский счет». То есть по единому опросу зрителей и участников фестиваля. Нынче, как громогласно объявил президент фестиваля Армен Медведев, со средним баллом 9,38 из 10 возможных победил фильм «Не хлебом единым» Станислава Говорухина.

Объявив новый статус «Гран-при» — по сути, это приз зрительских симпатий, так как публики всегда больше, чем специалистов, — фестиваль слегка принизил жюри и собственный профессиональный уровень. С другой стороны, дирекция обеспечила себе «отходной маневр» с награждением мэтров, буде они не сподобятся создать однозначный шедевр. Господин Говорухин тонко это почувствовал и отомстил немедленно. «Мне особенно приятен этот приз, — сказал он, — так как за сорок лет работы в кино я ни у кого, кроме зрителя, признания не добился. Мы показывали фильм многим прокатчикам — ни один не взял, сказав, что это некассовое кино...»

Некоторым утешением Станиславу Сергеевичу могла стать церемония опускания руки в цемент: его ладонь теперь будет украшать Аллею звезд в Выборге. Так же, как и ладонь композитора Леонида Десятникова («Спасибо моей маникюрше», — пошутил маэстро), которому также вручили приз «За вклад в киноискусство» («Спасибо моему психоаналитику — музыкальному редактору Мине Бланк», — добавил он уже серьезнее). Все это случилось в связи с празднованием 50-летия композитора, превратившегося в элегантный концерт в маленьком театре «Святая Крепость».

Вернемся к подведению не промежуточных, а окончательных итогов: из «Святой Крепости» в замок Выборга. На фоне игровых картин, как обычно, затерялись неигровые и анимационные. Хотя в этом году и те и другие наконец-то шли в основном конкурсном зале, внимания это им не прибавило. И устроители «Окна...» обещали ситуацию изменить организационными методами.

Впрочем, неигровая программа нынче была слабой. Лучшим фильмом однозначно назову «В Затоне» Юрия Шиллера — портрет человека, кующего не только металл, но и людей, похожего на положительного Кощея Бессмертного. Он остался вовсе без наград, так как жюри во главе с Владимиром Герчиковым сочло чрезмерным дважды подряд отмечать одного автора (шиллеровское «Падение Икара» — лауреат Выборга-2004). Что, мягко говоря, неверно. Еще одна достойная работа — «Под открытым небом» Армана Ерицяна — получила традиционный приз имени Саввы Кулиша «За творческий поиск». Жюри проигнорировало и ее. Что тоже странно. В итоге «Золотую ладью» в этой номинации выиграл Александр Гутман за свое «Еврейское счастье» (о жизни и смерти последнего председателя еврейского колхоза в Биробиджане Иосифа Рака). «Серебряную ладью» взял фильм «Граждане Беслана» Темины Туаевой и Вадима Цаликова, а диплом достался «Русскому маскараду» Юлия Лурье (классическая научно-популярная картина о Наталии Гончаровой и Михаиле Ларионове).

И только в анимации была достигнута полная гармония между полноценностью фильмов и наград. «Золотую ладью» принял Константин Бронзит — его сказка «Кот и лиса» точно была лучшей в предъявленной программе. «Серебряная ладья» досталась Алексею Туркусу за очень смешной «Буревестник». А кроме того, своим Специальным упоминанием жюри во главе с Вадимом Жуком отметило проект «Гора самоцветов» московской студии «Пилот» (в его рамках как раз и сделан, хоть и на питерской «Мельнице», фильм Бронзита). Это будут 52 тринадцатиминутные экранизации сказок народов России. Сюжеты в них предваряются анимационной же заставкой про тот край, где родилась сказка, и про нашу страну с ее гербом-флагом.

Когда-нибудь дети будут смотреть эти фильмы и получать важный урок настоящего патриотизма в замечательно красивой и забавной форме. Жаль, что лишь раз в неделю.

ФОТО АВТОРА

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100