Lifestyle, новости культуры

Полумглу нарисовали компьютерщики

00:48:06, 02 сентября 2005
Полумглу нарисовали компьютерщики

Артем Антонов (слева) остался доволен работой с Алексеем Гусевым.

Фильм питерского режиссера Артема Антонова признан лучшим дебютом на кинофестивале «Окно в Европу»

Сразу двумя наградами был отмечен первый полнометражный фильм «Полумгла» режиссера Артема Антонова на кинофестивале «Окно в Европу», проходившем на минувшей неделе в Выборге. Президент фестиваля Армен Медведев назвал картину лучшим дебютом. И гильдия киноведов и кинокритиков наградила «Полумглу» «за наибольшее количество перспективных дебютов». Мало того - эту картину, снятую киностудией «Никола-фильм», включили в официальную программу Монреальского кинофестиваля, который пройдет в Канаде с 18 по 25 сентября.

Грустный финал

Действие фильма разворачивается в последний год Великой Отечественной в глухой северной деревушке Полумгла. Сюда пригоняют отряд пленных немцев для строительства радиовышки. Местные жители, у многих из которых война отняла близких, поначалу видят в немцах лишь ненавистных врагов. Но постепенно враги в их глазах превращаются в людей, со своими историями, жизненными драмами, чувствами. Финал, как это часто бывает в настоящей, некиношной жизни, далек от хеппи-энда...

- Артем, в изначальном сценарии сцены расстрела немцев не было. Что же вас заставило «уничтожить» этих несчастных?

- А вы считаете, фильм мог бы быть без этого финала? - справедливо задается вопросом режиссер. - Хорошо, представьте, что такого финала нет. И тогда о чем был бы фильм? Все зависит от того, что ты хочешь сказать. Если хочешь что-то донести, нужен внятный финал. Понятно, сценаристы хотят, чтобы их сценарий был целиком поставлен слово в слово. Но такого никогда не бывает. Каждый режиссер трансформирует историю под свой взгляд.

- В вашей картине достаточно спецэффектов, которые при этом производят впечатление полной реальности. Во всяком случае, зритель ни за что не поверит, что деревня Полумгла появилась благодаря компьютерным технологиям...

На съемочной площадке построили лишь четыре дома...
...А в кадре деревенских построек множество.

- Да, это стало настоящим спасением! Изначально мы задумывали ехать на север. В полной глуши есть такие деревни, до которых надо добираться на тракторах, лодках, лошадях. Но туда не вывезти ни актеров ни аппаратуру. Мы с художником Машей Белозеровой и оператором Андреем Воробьевым ездили по деревням Архангельской области, беседовали с местными жителями, сделали массу фотографий, на которые и опирались, создавая этот визуальный образ. И графика, на мой взгляд, сделана очень хорошо, раз зритель не может отличить настоящую картинку от созданной на компьютере.

Незаметные спецэффекты

Cпециалистов по компьютерным технологиям Антонов нашел поистине выдающихся. Для этого ему пришлось обратиться в питерскую кинокомпанию «СВАРОГ-фильм». Постановщик визуальных эффектов Алексей Гусев со товарищи уже сотрудничал со многими режиссерами. В частности, Александр Сокуров пригласил его поработать над созданием своей последней картины «Солнце».

- Артем и Маша Белозерова объяснили, что одна из наших ключевых задач - воссоздание подлинного, исконно русского облика архангельской деревни, - рассказывает Алексей Гусев. - И так все описывали, что мы с коллегами сразу почувствовали, что есть некая важность именно в исторической правде. Еще во многом сыграло свою роль то, что мои самые любимые спецэффекты - те, которые не видны зрителю. Тогда можно спокойно пускать публику в зал и быть уверенным, что она поверит происходящему на экране и даже не будет подозревать, что там есть компьютерная графика.

Высший экстрим

Основная часть съемок проходила зимой под Петербургом. В совершенно пустынной местности неподалеку от поселка Сосново члены съемочной группы построили четыре дома и несколько амбаров. А все остальные деревенские постройки пришлось рисовать на компьютере.

- Съемки же стали высшим экстримом! - восклицает Гусев. - Место выбрали на отшибе, без единой постройки, чтобы можно было подняться на кране и снять все эти просторы и дали. На улице -20°С, но группа с утра до ночи работала на воздухе. Особенно мне жалко было немецких актеров. Но они все трудности переносили стоически. Поскольку было построено всего четыре дома, а все остальные постройки были рисованными, нужно было на съемочной площадке разметить, где все будет стоять. Сначала сделали компьютерные болванки, показали, как это примерно будет выглядеть. Актеры должны были видеть по определенным меткам, где будет стоять тот или иной дом. Спасибо местным солдатам, которые на морозе своими бурами помогали нам делать лунки, потом мы ставили туда шесты, красили их. По ним все и ориентировались.

- А какой момент съемок стал, на ваш взгляд, самым экстремальным?

- Сцена, когда немцы идут по лесу и вдруг проваливаются в незамерзшее болото. Актеров пришлось загнать в настоящую ледяную воду. Сделали это болото, сверху засыпали снежком, но этот слой снега намокал гораздо быстрее, нежели туда заходили наши немцы. Понятно, что в фильме выглядело бы абсурдным, чтобы немцы шли, увидели лужу и добровольно отправились в ней плавать. Пришлось все это исправлять с помощью компьютера.

Анна КОСТРОВА.
asya@kppublish.ru
Фото кинокомпании «Сварог-ФИЛЬМ».

Комсомольская Правда - СПб

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100