Lifestyle, новости культуры

Алые паруса под высоким напряжением. В Кронштадте открылся фестиваль современного искусства

21:02:27, 19 сентября 2005
Алые паруса под высоким напряжением. В Кронштадте открылся фестиваль современного искусства
В Кронштадте открылся фестиваль современного искусства
Михаил КУЗЬМИН

В минувшую субботу славный город Кронштадт стал фестивальной площадкой, на которой полтора десятка российских, швейцарских и французских художников продемонстрировали широкой публике несколько образцов современного искусства.

Художественный фестиваль под романтическим названием Kronshtadt forever («Кронштадт навсегда») готовился долго, не меньше года. Общее руководство осуществлял питерский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Помощь в реализации проекта ему оказали различные организации, в том числе фонд Про-Гельвеция, российско-швейцарская ассоциация (ASP), отдел общественного образования округа Женевы, фонд современного искусства города Женевы (FMAC), ассоциация поддержки культуры города Фрибура и администрация города Кронштадта. Экспромты исключались, все было сделано по заранее согласованным планам. В актуальном искусстве тщательная подготовка — залог успеха. Так было и в данном проекте: в течение месяца его участники жили и работали в Кронштадте в художественной резиденции ГЦСИ (Якорная площадь, 2, литера Б).

Часть художников для реализации своих аудио- и видеопроектов облюбовали руинированное строение, которое примыкает непосредственно к резиденции. Кому-то досталось традиционное музейное пространство (исторический архитектурно-художественный музей Кронштадта). А городские улицы прибрала к своим рукам группа «Что делать?», которую возглавляет художник-акционист Дмитрий Виленский.

Чтобы жители Кронштадта созрели для нестандартного фестиваля, их надо было разбудить, расшевелить, разогреть, вывести из привычного состояния. Для активизации зрительского потенциала кронштадтцев Дмитрий Виленский использовал знаменитое стихотворение Бертольда Брехта «Хвала диалектике» (1930), состоящее из 19 строк. Оно, кстати сказать, не устарело и продолжает эмоционально-интеллектуально воздействовать на читателя. Дмитрий Виленский вместе с помощниками по группе «Что делать?» подготовил трафареты и «распечатал» строки Брехта на стенах домов. Все было сделано чисто, аккуратно, без нарушения эстетических норм. Поэтические строки, вдруг ставшие граффити, возникают в городском пространстве как бы случайно. Их не сразу и заметишь. Но если уж заметишь, то обязательно прочтешь. Эти строки, вырванные из контекста двадцатых-тридцатых годов прошлого века, нынешнему зрителю и читателю напоминают скорее всего древние японские или китайские афоризмы: «То, что прочно, непрочно», «Если ты жив, не говори: «Никогда»; «Побежденный сегодня победителем станет завтра», «Так, как есть, не останется вечно»...

В дополнение к брехтовскому стихотворению, которое расползлось по Кронштадту, художник Николай Олейников сделал серию больших ксероксных плакатов. На них изображен в различных позах безмятежно спящий молодой человек, которого пора бы уже разбудить. Вот только чем? Думаю, что актуальным искусством! Эти плакаты тоже были расклеены по городу в радиусе километра или двух от резиденции ГЦСИ.

К моменту открытия фестиваля потенциальные кронштадтские зрители, прежде всего молодежь, были эмоционально подготовлены. Все ждали чего-то нескучного и нестандартного — изящных розыгрышей и мистификаций. Без них, смеем заверить, не бывает актуального искусства. Всем зрителям, которые пришли к резиденции в назначенный час, были выданы программки и план маршрутов. Координацию людских потоков осуществляли волонтеры. Они же следили и за общим порядком. Зрители самостоятельно разбились на небольшие группы и стайками передвигались по городу — от одного артобъекта к другому.

Фестиваль, конечно же, не конкурс, но момент состязательности все равно присутствовал и в такой большой акции, как «Кронштадт навсегда». Правда, выбирало отличившихся художников не специальное жюри, а сами зрители. Многие отметили инсталляцию «Инструменты» швейцарской художницы Дельфины Райст. Это было похоже на театр марионеток, только ниточек, за которые кто-то дергает, не было. Вместо них — провода под высоким напряжением. Инструменты покоятся на бетонном полу, но время от времени, пугая зрителей, неожиданно подпрыгивают. Вот и получается, что человек как будто бы приручил электроинструменты, но в любой момент они могут взбунтоваться. Дельфину Райст интересует своенравная техника. В Женеве она демонстрировала публике бочку, которая сама каталась по галерее, натыкаясь то на стены, то на зрителей.

Может, и не в технике дело, а в ученых, которые делают какие-то невероятные открытия? А мы потом используем их не во благо, а во вред себе и другим. Эту тему затрагивает видеоинсталляция Виталия Пушницкого «Посвящается Ньютону». Окна бетонного «склепа» затянуты темной тканью, лампы дневного света освещают натянутые в пространстве нити. Они образуют стереометрические фигуры, как будто бы вычерченные лазером. Красиво. Но мы-то теперь знаем, что все началось с невинных опытов Ньютона, а потом пришел инженер Гарин и появился смертоносный гиперболоид...

Несколько фестивальных проектов были посвящены теме «утраченных иллюзий». Француз Лоран Фолон исследовал «Неудавшуюся карьеру» фигуристки. Ее путь в спорте усеян не цветами, а осколками битого стекла. Зрители это тоже почувствовали... подошвами ботинок.

Наши же художники обратились к широко известному мифу (роману) об алых парусах. Творческая группа «Фабрика Найденных Одежд» (Наталия Першина-Якиманская и Ольга Егорова) сделала двадцатиминутный видеофильм «Алые паруса». Его действие происходит в настоящей парусной мастерской Кронштадта. Девушки, среди которых есть и Ассоль, не ждут помощи от «американского дядюшки», а сами шьют большой алый парус. Но до завершения работы, до счастливого конца дело не доходит. В мастерскую вторгаются «фурии» — разгневанные женщины. Они вырывают у девушек еще не законченный парус и куда-то уносят. Может быть, на украшение города к годовщине какого-то революционного праздника.

В инсталляции Кирилла Шувалова «Ассоль» никакого паруса нет. Но есть красный пожарный щит, перед которым расстелен зеленый коврик. На него можно лечь и спокойно медитировать, а можно надеть наушники и послушать романтическую песню об алых парусах. В ней есть рефрен: «Ребята, надо верить в чудеса».

Почему в чудеса, а не в современное искусство? Ведь оно уже неплохо справляется с ролью разоблачителя мифов и нейтрализатора иллюзий.

ФОТО АВТОРА

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100