Lifestyle, новости культуры

Лебедь Дианы Вишневойнесказанно удивил балетоманов Мариинки

23:09:45, 26 сентября 2005
несказанно удивил балетоманов Мариинки
Лариса АБЫЗОВА

Первым балетом нового сезона в Мариинском театре, по традиции, стало «Лебединое озеро», однако на сей раз балетоманов влекла дополнительная приманка — дебют Дианы Вишневой в главной партии. Впрочем, для самой балерины это дебютом не было: Одетту-Одиллию она уже станцевала за рубежом, о чем доходили противоречивые толки. Наконец, настал черед и родной сцены.

Ажиотаж подогревался слухами, что партию Вишнева готовила не со своим театральным репетитором Ольгой Ченчиковой и не со своим школьным педагогом Людмилой Ковалевой, которая до сих пор принимала деятельное участие в творческих поисках Вишневой. Мариинка имеет в рядах своих репетиторов великолепных исполнительниц культовой партии русского балета: кроме уже упомянутой Ченчиковой, это Ольга Моисеева, Габриэла Комлева, Любовь Кунакова, Елена Евтеева. Велика заслуга Нинели Кургапкиной, подготовившей с Ульяной Лопаткиной партию Одетты-Одиллии, которую причисляют к ряду лучших достижений балетной сцены. Однако в наставницах Дианы Вишневой оказалась Елена Чернышева. Говорят, она стояла в Кировском кордебалете, потом трудилась в Америке.

Свежий взгляд со стороны неплох при условии, что он действительно свежий. Статус «Лебединого озера» поистине удивителен. С одной стороны, все восхваляют гений Петипа и Льва Иванова и клянутся в верности первоисточнику. С другой — каждый пытается «прочесть по-своему» шедевр, ставший символом русского балета.

Совсем недавно на Мариинской сцене мы наблюдали, как Одетта Светланы Захаровой смахивала на фокинского Умирающего лебедя. Одетта Вишневой сошла с картины Пикассо периода кубизма. Конвульсивные движения, смещенная ось, нарочито заостренная пластика словно разбирали фигуру танцовщицы на части.

С первого появления Одетта Вишневой мало походила на заколдованную деву, ждущую любви как избавления от злых чар. Одетта получилась деятельной, явно несущей энергетический заряд самой балерины. Сомнительно, что такая Одетта могла оказаться под властью Злого гения. Эта девушка из тех, кто «коня на скаку остановит», из Ротбарта перья выщиплет. Контраст с Одиллией пропал, исчезли две ипостаси женской натуры — божественная и дьявольская, гениально придуманные Петипа и Ивановым. Убедительнее всего у Вишневой прозвучал финал: здесь резкость пластики была оправдана страданиями героини.

Можно по-разному оценивать работу Дианы Вишневой, но в одном ей не откажешь: балерина искренне стремится найти новое, свое, и жизнь показывает, что рано или поздно она достигает успеха. Этого, увы, нельзя сказать о ее партнере. Игорь Колб умудрился провести весь спектакль без мысли на лице. Полное отсутствие какого-либо выражения может сойти в балетах Баланчина. Но Петипа — не Баланчин. Почувствуйте разницу! О каком стиле может идти речь, если посмотреть на прическу Колба — его коротенький ежик! Топорщащиеся вихорки придавали колбовскому Принцу жалкий облик, будто беднягу изрядно пощипала Королева лебедей. В его победу над мощным Ротбартом Ильи Кузнецова не верилось.

Не призываю обязать исполнителей партии Зигфрида надевать парики, как было еще недавно. Крайности всегда нехороши. Впрочем, что говорить об отдельном актере, если театр шарахается из стороны в сторону, и упорство, с которым скрупулезно реконструируют по записям и архивным материалам старинные балеты, соседствует с попустительством отсебятине в спектаклях наследия.

Но не будем о грустном. Итак, сезон открыт...

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100