Lifestyle, новости культуры

Владимир Бортко: Помню каждую строчку из романа «Мастер и Маргарита»

22:30:05, 05 октября 2005
Владимир Бортко: Помню каждую строчку из романа «Мастер и Маргарита»

Знаменитая сцена на Патриарших прудах. Александр Адабашьян (Берлиоз), Олег Басилашвили (Воланд), Владислав Галкин (Иван Бездомный).

Знаменитый петербургский режиссер рассказывает о работе над фильмом, который с нетерпением ждут зрители всей страны

Съемки завершены, роли озвучены, в эти дни компьютерщики колдуют над виртуальными образами героев. Очень хочется поскорее узнать, как все получилось? После «Собачьего сердца», «Афганского излома», «Блондинки за углом», «Бандитского Петербурга» и «Идиота» никто не сомневается, что наверняка хорошо. Но все же мы ждем и волнуемся. Вот и позвонили Владимиру Владимировичу. «Ну что про меня писать? - так начался наш разговор. - Знаете известную фразу Ленина: «Снимайте не меня, снимайте красноармейцев, идущих на фронт!» Лучше пишите про актеров, компьютерщиков...» Напишем и про компьютерщиков, и про актеров, и про художников, а пока Владимир Владимирович все же рассказал немало интересного.

Сериалы спасли большое кино

- С 1992 года по 1996 год я не снимал ничего. Мы жили в жуткой нищете, втроем с женой и сыном, который тогда учился в университете. Занимал у Мамина по 100 долларов, за что ему огромное спасибо. Тогда я даже поставил спектакль «Царь Эдип» в Эрмитажном театре, Андрей Толубеев был Эдипом... В те годы кто-то снимал какие-то странные кооперативные фильмы: все думали, что достаточно снять голых женщин и взрывающиеся машины, - и разбогатеть. И вот энергичный Саша Капица, царство ему небесное, нашел где-то деньги и предложил снимать первые «Улицы разбитых фонарей». Собрались мы на «Ленфильме» - помню себя, Рогожкина... он дал нам книжку почитать, и каждый выбрал, что ему понравилось. На серию отводилось 10 тысяч долларов - смешные деньги, но тогда это было спасение! А потом фильм не взяли ни на один канал. Ведь никто раньше такого не снимал, все крутили носами. Наконец Первый канал рискнул - и этот первый сериал лихо побил западные! Так что эти «маленькие фильмы» спасли большое кино.

Отказались сниматься четыре москвича

- В «Мастере и Маргарите» нет никакой мистики, это не мистика, а социальная сатира. Просто актеры - люди эмоциональные, пугливые... Некоторые действительно отказались сниматься. Что интересно - все москвичи. У них там аура, наверное, такая. А у нас город простой, областной... Нормально все сняли, без происшествий и мистики. Это самая известная книга XX века, и до сих пор практически никому не удавалось сделать по ней нормальный фильм... Естественно, сейчас повышенное внимание, можно их понять. Но москвич Безруков не отказался и сыграл прекрасно!

Хотели снимать еще при Гусинском...

- Еще в 1996 году я купил свой первый компьютер и начал писать сценарий. Четыре года он лежал, потом вдруг потребовался. Было такое объединение «Киномост», за которым стоял наш главный олигарх Владимир Гусинский, один из самых влиятельных людей в нашей стране. Мы с «Киномостом» делали «Бандитский Петербург», им понравилось со мной работать. Спрашивают: «Есть ли у вас что-нибудь еще?» Есть, говорю. «Мастер и Маргарита». Мы запустились, места для съемок выбрали... Но были остановлены в первый съемочный день. Объявился владелец прав, Сергей Шиловский, родственник Булгакова. Хотели сделать, но не договорились о правах. Если уж говорить о мистике, то здесь она, возможно, и была.

Анна Ковальчук (Маргарита) летает в фильме с помощью сложных инженерных конструкций.

Ковальчук проходила пробы три раза

- Маргарита - сложный образ. Мягко говоря, немного придуманный. «Чертовски хороша...» Это так в романе написано. Много проб было, кто-то сам себя предлагал, все довольно известные актрисы. Нам нужно было стопроцентное попадание. И тут художники Володя Светозаров и Марина сказали: «Есть такая девушка, очень милая... Посмотри!» Я посмотрел по телевизору какой-то фильм с ней. Действительно, очень мила. Подумал: почему бы и нет? Она три раза проходила пробы: приходилось убеждать сомневающихся, тех, кто деньги дает. На пробах играла сцену прощания с Мастером. Убедили. Она замечательная актриса и настоящий профессионал. Каскадерша дублировала ее всего два раза, когда летела по воздуху и влетала в реку. Все остальное она делала сама, а там очень сложная история. В сценах полета веревки больно впивались в тело, но она мужественно все терпела.

Читал книгу две тысячи раз

- В главных ролях остались практически те же люди, за небольшим исключением. Мне не важно, что актеры постарели. Во-первых, где в книжке написано, сколько кому точно лет? Во-вторых, мне важнее, какие они актеры, а не их возраст. Из новых появился, например, Дима Нагиев. Мы не были с ним знакомы раньше, просто он мелькал на экране... И какая мне разница, что он вел какую-то передачу? Кто там вспомнит потом какие-то «Окна»? Он красивый парень, типаж необычный.

Раньше я читал книгу раза два, а когда писал сценарий - две тысячи раз. Помню в романе каждую строчку. «Идиот» точно так же. Хотя кое-что, конечно, уже забылось, но многое хоть сейчас процитирую.

Компьютерную графику делали «левши»

У нас компьютерной графики - больше, чем во всем «Гарри Поттере». Правда, намного дешевле. В Америке это стоило 150-160 миллионов долларов... А мы привыкли все делать при помощи «левшей». Задействованы 4 компьютерных студии: «Муха» в Уфе, московская фирма и две питерских, под руководством Олега Кондратьева. Олег переводил мои пожелания на понятный компьютерщикам язык. Так что, скорее, я доволен результатом. Что касается зрителей - пусть они оценивают...

ГЕЛЛУ СЫГРАЛА КАСКАДЕРША...

- В фильме невероятное количество персонажей, 55 достаточно значимых ролей, поэтому некоторых исполнителей искали очень долго. Например, Геллу в результате играет непрофессиональная актриса Таня Ю. Фамилия у нее другая, это я придумал ей такой псевдоним - «Ю», еще когда она снималась у меня в фильме «Цирк сгорел, а клоуны разбежались» в главной роли. Вообще она каскадер, учила Анну Ковальчук делать все трюки, перевороты.
А Геллы у нас тогда еще не было.
Я посмотрел на Таню и говорю: «Приходи-ка ко мне завтра на съемки!» Она очень красивая женщина, очень неординарная внешность.

Елена ЛИВСИ.
livsi@kppublish.ru
Фото Стаса Левшина и из архива «КП».

Комсомольская Правда - СПб

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100